СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Основные задачи, которые стоят перед воспитателями:
Для решения вышеизложенных задач, в своей работе я использую следующие формы работы с детьми.
Большое значение в экологическом воспитании детей придаю играм.
В работе использую дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления об предметах
и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, о природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы» и т.д.
В процессе игр и экспериментов у детей расширяется сенсорный опыт и обогащается жизненный опыт, а также развиваются такие качества как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.
2.Наблюдение за живой и неживой природой. В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное. Для наблюдений за живой и неживой природой в детском саду создана экологическая тропа. Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько площадок, это:
· Огород. Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде дети совместно со взрослыми высаживают быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Для формирования представлений о разнообразии растений, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов.
·Цветочная клумба. На клумбе в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели — это все объекты для наблюдения детей. Летом и осенью клумбу, можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы.
·Хвойная полянка. Хвойная полянка — это площадка растений богатых фитонцидами. Фитонциды — это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней животных и человека. Здесь произрастают хвойные деревья сосны.
Природоохранные акции, как активная форма экологического сознания дошкольников. Например, акции: «Семечко и зернышко про запас», «Семена для будущего урожая», «Добрая зима для птиц», «Украсим планету цветами»,
«Маленькая батарейка, большой вред для окружающей среды».
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, дает возможность диалога взрослого и ребенка, анализировать экологические ситуации, оценивать состояние природы. Сказки, которые использую в работе с детьми: «Могучая травинка», «Сказка о маленьком кедре», «История Маленького Лягушонка» (добрая сказка о круговороте воды в природе), «Все живое нуждается в воде», «Зайчик и Медвежонок», «Нет места мусору», «Добрый воздух».
Для того, чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов, различными материалами (кора деревьев, мох, песок, почва, различные семена и т.д). В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД по освоению детьми окружающего мира. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком глиной, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.
Большое внимание в экологическом воспитании детей я уделяю
эколого-оздоровительным мероприятиям, так как оздоровительная работа является приоритетным направлением в организации работы нашего детского сада. Организую настоящие походы в лес, где дети изучают не только экосиситему леса и правила поведения, но и
наблюдают за красотой природы, дышат свежим воздухом, играют в подвижные игры. Можно сказать так, воспитанники отдыхают, расслабляются от городской суеты, укрепляют свое психическое и физическое здоровье, благодаря пешим прогулкам по лесу.
Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Среди родителей провожу работу экологического воспитания дошкольников, использую различные ее формы: индивидуальные беседы, консультация и доклады на родительских собраниях, оформляю тематические папки - передвижки: «Природа - общий дом», «Ребенок и природа», «Ребенок и животные», «Приобщение детей дошкольного возраста к природе». Совместно с родителями организуем для детей экологические праздники.
В заключении хотелось бы сказать, детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохранят на всю жизнь.
© 2024, Озорнина Татьяна Павловна 119