СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду. Основным предметом для мальчиков является столярное дело, по которому проводится итоговая аттестация. При изучении данного предмета дети получают азы специальности столяра и подготовку к жизни в обществе.
На уроках столярного дела постоянно присутствуют элементы художественной обработки древесины, которые изучаются как отдельными темами, так и в процессе изготовления каждого изделия. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры, самостоятельности и творческой активности. Изготовленные своими руками красивые и нужные предметы вызывают повышенный интерес к работе, и приносят детям удовлетворение результатами своего труда, вызывают желание последующей деятельности.
Каждый учитель трудового обучения, особенно в системе коррекционной школы, в своей практике сталкивается с одной и той же проблемой: все учащиеся имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития. В одних случаях мы наблюдаем всплески повышенной активности и нетерпения, ученик не может даже выслушать до конца объяснения педагога, быстро хватается за выполнение задания, но при первой трудности так же быстро теряет к нему интерес. Зачастую, это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Другие, наоборот, очень медленно вникают в суть задания, но постепенно врабатываются и делают его всё с большим увлечением. Одни способны выполнять задание самостоятельно, получив инструктаж и объяснения учителя, другие, полностью теряются, получив даже небольшую долю самостоятельности. Следовательно, необходимы адекватные по сложности, личностно ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха, а следовательно и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению. Такие вариативные задания возможны при использовании на уроках элементов художественной резьбы по дереву.
Во-первых, для резной отделки изделия ученик может сам выбрать понравившийся ему рисунок или узор. При необходимости, вносить в него изменения и дополнения в зависимости от планируемого результата.
Во-вторых , для одного и того же рисунка возможны разные варианты техники исполнения: от контурной, до высокорельефной резьбы, которые отличаются по длительности и сложности исполнения, а так же разнообразием применяемых инструментов.
В- третьих , возможны варианты комбинации различных видов и техники исполнения резьбы, особенно, в тех случаях, когда ученик не справляется с выбранным им узором или техникой его резки. В этой ситуации всегда есть возможность упростить рисунок или орнамент, или перейти к другим, менее сложным способам резьбы.
В результате, не отклоняясь от общей темы урока, каждый ученик получает выполнимое для него, своё индивидуальное задание.
Для того, чтобы определить оптимальную степень сложности узора, или рисунка и технику его исполнения перед отделкой резным узором очередного изделия, проводятся уроки практического повторения различных видов резьбы. На этих уроках, ученикам предоставляется возможность повторить и закрепить уже имеющиеся умения и навыки по разметке и резьбе, а так же попробовать новые приёмы. Для учителя , подобное занятие имеет цель выявления и анализа потенциальных возможностей отдельного ученика для подготовки ему задания оптимальной сложности.
© 2014, Останин Дмитрий Борисович 727