СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Стараюсь интересным и полезным
Я сделать каждый свой урок!
И опыт примененья технологий новых
Конечно, очень в этом мне помог.
Технология case-study на уроках физики.
Актуальность и полезность.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности.Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Для этого от учителя требуется организовать деятельность обучающихся в поисковом режиме. Одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, является технология case-study или метод конкретных ситуаций. Если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Новизна и оригинальность. В последние годы технология case-studyнашла широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Применяется кейс-метод также и на уроках физики, например, учителями Стрыгиным С.(1), Макаровой Т.(2). Ноготовых кейсов, которые можно было бы использовать на уроках физики, в методической литературе встречается очень мало. Поэтому мною были разработаны и апробированы на уроках кейсы по нескольким темам, которые, возможно, будут интересны коллегам. Кейсы, подготовленные по теме «Ускорение свободного падения», являются практическими и отражают совершенно реальные жизненные ситуации. Работая над ними, дети учатся решать актуальные задачи, увязывать свой жизненный опыт с приобретенными знаниями, находить ответ в нестандартных ситуациях.Кейсы по теме «Решение задач ЕГЭ №10 (на законы физики)» удачны тем, что обучающийся видит сразу весь объем материала, который необходимо знать по данной теме.
Практическая реализация. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Технология case-studyособенно удачно используется для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.Но эта технология позволяет также организовать самостоятельную поисковую деятельность школьников и при изучении нового материала. Этому способствует то, что кейс – это единый информационный комплекс, который предназначен для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы.
Алгоритм использованияcase-studyможет быть следующим:
1.Подготовка к уроку учителем начинается с разработки кейса. Ситуации, описываемые в кейсе, должны быть проблемными и не иметь очевидного решения.
2.Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс и, не оглашая тему, поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться
3.Индивидуальная самостоятельная работа учеников с кейсом.
4.Работа обучающихся в микрогруппах.Работа в микрогруппах занимает центральное место в технологии кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций. Члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы,проектируют решения, готовят презентацию своего исследования.
5. Презентация своей работы.
6.Подведение итогов учителем.
Результаты.
1.Самым значимым результатом применения технологии case-study является то, что учащиеся оказываются в ситуации, когда знания на уроке приходится добывать самостоятельно, «вырабатывая» их в ходе в активной исследовательской и творческой деятельности.
2. Кейсы предлагают ситуации из настоящей действительности, о которых школьники могли увидеть сюжет по телевидению или прочитать в журнале.
3. Уходит страх совершить ошибку, зато пришли инициатива и творчество.
4. Следует отметить, что решение ситуационных задач развивает логическое мышление школьников, умение выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки системного анализа.
5. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Технология case-studyпозволяет формировать активную гражданскую позицию, экологическую грамотность, человечность и гуманность ребенка средствами разбора и оценки реальных жизненных ситуаций.
© 2016, Киселева Ольга Викторовна 690