СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок №2
Становление наук о человеке.
Цели: усвоить понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.
Оборудование: модель торса человека, портреты ученых, таблица «Происхождение человека», мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны знать: основные этапы развития анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека; знать ученых, внесших вклад в развитие знаний о человеке.
учащиеся должны уметь: приводить доказательства развития наук о человеке.
Метапредметные:
учащиеся должны уметь: сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов историю развития наук о человеке.
Личностные:
учащиеся должны уметь: отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.
Тип урока: комбинированный
Технологии: здоровье сберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения, групповая.
Ход урока
Работа с классом:
Фронтальный опрос: « Науки, изучающие организм человека»
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1. Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?
2. Название какой науки происходит от греческого слова, в переводе означающего « рассечение»?
3. Строение и форму организма и его органов изучает:
1) физиология 2) анатомия 3) зоология 4) гигиена
4. Знать особенности строения и жизнедеятельности организма человека нужно для:
5. Название науки « анатомия» происходит от греческого слова « анатоме», что означает:
6. Внешние особенности человека: рост, вес, телосложение изучает наука:
7. Субъективным методом исследования является:
8. какие методы вам известны в анатомии? Физиологии? Психологии?
Работа с классом:
Становление наук о человеке
У человека давно пробудился интерес к собственному телу, строению и функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом.
Первые опыты врачевания появились еде до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколение опыт лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота давала пропитание и информацию о строении животных.
Форма органов была известна, а об их функциях, возможно, не задумывались. Первобытные врачеватели владели приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах; при кровопускании использовали шипы растений, каменные и костяные ножи; применяли природные обезболивающие средства.
Физкультминутка общего воздействия (4-5 мин.)
Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.
Поворот туловища налево и «удар» правой рукой вперед
Работа с классом:
Вариант 1. Класс делится на 3 группы ( по рядам). Учащиеся получают задания и готовят сообщения по темам:
1 группа: Вклад в науку древнегреческих и римских ученых
2 группа: Вклад в науку ученых Средневековья и эпохи Возрождения
3 группа: вклад в науку ученых после эпохи Возрождения.
Выступления учащихся (доклады и сообщения, презентация на тему: «Становление наук о человеке»
Вариант 2. Рассказ учителя с записью учеников в тетрадь.
Ученый |
Годы жизни |
Вклад в науку |
Аристотель |
384-322г.г. до н.э. |
Продолжатель Платона. Сравнивал органы человека и животных, изучал их развитие. Ввел термин «организм» ( от слова организация – четкая организация строения)первый занялся изучением зародышей. По праву можно считать отцом эмбриологии. |
Гиппократ |
( 460-377 гг до н.э.) |
Изучал влияние факторов природы на здоровье человека. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди. Ввел понятие анамнеза (история болезни) |
Клавдий Гален |
130-200 н.э. |
Гален внёс весомый вклад в понимание многих |
Леонардо да Винчи |
1452-1519 |
Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме |
Андреас Везалий |
1514-1564г.г |
В его основу был положен системный метод аналитического характера. Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца. |
Рене Декарт |
1596-1650 |
Ввёл в науку представление о рефлексе |
Уильям Гарвей |
(1587 -1657 гг) |
|
Анатомия России получила развитие со времен Петра 1. Он приобрел в голландии коллекциюанатомических препаратов и организовал в Петербурге первый естествоенно научный музей. В 1725 г. Им была создана академия наук. |
||
Луи Пастер |
1822-1895 |
Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории |
Илья Ильич Мечников |
1845-1916 |
Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет |
Иван Михайлович Сеченов |
Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы |
|
Иван Петрович Павлов |
1849-1936 |
Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно-рефлекторную теорию |
«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
То есть, мы также ежесекундно меняемся.
В средневековье мало способствовало развитию естественных наук. Но в эпоху Возрождения (14-17 вв.н.э.) началось изучение анатомии, физиологии и др. наук.
Он тщательно изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.
Он считал, что для правильного изображения человека, необходимо знать расположение костей скелета.
1.Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы? 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии? 3. Как решал Аристотель проблему души и тела? 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья? 5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей? 6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиология и медицины?
Домашнее задание: Параграф 2, Заполнить таблицу: «Становление наук о человеке»
© 2020, Веселовская Светлана Анатольевна 464