СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера

3) листы формата А 4, маркеры;

Ход урока

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).

Учитель:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.

-Почему? - спросите вы. Давайте для начала посмотрим фильм «Притча о любви». А по ходу просмотра вы на листочках - сердечках продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.

(Во время фильма один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса»)

  1. Сообщение темы урока и цели (для уч-ся, для учителя) слайд1

Учитель:

- Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

Ученик:

- Мне кажется, что мы сегодня на уроке будем говорить о чувстве, которое каждому приходится когда-нибудь испытать – о любви.

Учитель:

- О том, что такое любовь, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.

Ваша задача подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)

Слайд 2(с критериями)

Учитель:

- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

- У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С (ЕГЭ).(работа в парах)

Слайд 3 (композиция сочинения-рассуждения)

А один уч-ся работает с документ – камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

Слайд 4 (На первом этапе работы с текстом.)

Учитель:

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

-Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Слайд 5

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет в тексте по-своему.

Слайд 6

- Готовясь к уроку, ребята прочитали вот такую статью в интернете и хотят поделиться ею со всеми. Я предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка (Орфография автора).

- Адресовано это сообщение Марии Городовой – корреспонденту газеты «Российская неделя», так как в своём блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества. Послушайте это послание и ответьте: «Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?»

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

«Мария, превед. Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит. Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".

Феерический Мегамачо

-Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?

Ученик: Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Эти мысли Мегамачо могут быть обличены в более достойную форму и могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

- На какой вопрос автор интернет-сообщения ищет ответ?

Ученик: Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.

Учитель:

- Сейчас прочитаем текст Натальи Долининой по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?

Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.

Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». (уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )

-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.

- А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.№21 Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности )

Слайд 7

-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

(рабочие листы даны каждому) Критерий 1 требует определение проблемы.

- Сформулируйте проблему текста. А что такое проблема?

Ученик :ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

-Не забывайте, что проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно определить одну и прокомментировать её.

Слайд 6

- Об отрицательных последствиях ревностных чувств человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).

Ученик : Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

- Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах. Что значит прокомментировать проблему?

- Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать»- объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста)

Слайд 7

- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ученик1:Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Ученик2:Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Ученик3:Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

Ученик4:С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).

- Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.

Ученик :Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.

Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.

Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Вспомните произведения классиков, высказывания великих людей, пословицы и поговорки о любви.

Итог урока.

Слайд 8.

Один ученик печатает на компьютере в определённом порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Всё это проецируется на экране. Класс отвечает на вопросы учителя.

- Назовите два определения ЛЮБВИ. - Три действия, которые она, по-вашему, совершает. - А теперь фразу – ваше отношение к Любви.

- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово-синоним

Любовь. Безответная, горькая. Ранит, убивает, не щадит. Горе великое несет. Боль.

Любовь. Вечная, неразделенная. Чувствовать, обожать, думать. Встречается редко и мыслит сердцем. Чувство.

Любовь. Искренняя, взаимная.

Соединяет, дарит, преподносит.

Стало редкостным явлением в жизни.

Страдание.

А получились ли заготовки к сочинению? - -Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела ли она вас на личные размышления?

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в

конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?

Слайд 9.(озвучен песней о любви)

Ученик 1:Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни.

Ученик 2:Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит.

Учитель: Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.

Учитель:

- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Ученик : -Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

Слайд 10

Домашнее задание:

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)

Вступление и заявление проблемы

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте.

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна.

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что.

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?).

Писатель верно подметил, как.

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?).

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Притча о любви.

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все Духовные Ценности. Но однажды они заметили, что остров начал уходить под воду. Все Ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она попросилась на корабль к Богатству, но оно ответило: "На корабле много золота и драгоценностей — места нет». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но Грусть ответила: "Извини Любовь, я настолько грустна, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь попросилась на корабль к Гордости, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что не услышала призыв Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась, но тут услышала чей-то голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Она обернулась и увидела старца. Он доставил её на сушу и уплыл. А Любовь вспомнила, что не спросила у старца имени. Тогда она обратилась к Познанию: "Скажи, Познание, кто спас меня?»

- Это было Врем-я-я!

- Время? — переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец и сказало: «Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь!

Категория: Русский язык
08.03.2018 01:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП