СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Состав и строение костей, их форма и функции. Внутреннее строение кости. Роль красного костного мозга в кроветворении. Типы костей и их соединение.
Цели урока: Продолжить формирование знаний учащихся об основных функциях и особенностях опорно–двигательного аппарата.
Задачи урока:
образовательные: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).
Оборудование: плакаты “Скелет человека”, “Строение кости”; микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку.
Ход урока:
Биодиктант.
1.подвижная кость в лицевом отделе черепа (нижняя челюсть)
2.число позвонков в позвоночном столбе (34)
3.число ребер у человека (12)
4.предплечье образовано костями (лучевая, локтевая)
5.активная часть опорно-двигательной системы ( мышцы)
6.число изгибов позвоночного столба (4)
7.единственная оголенная часть скелета (зубы)
Работа со скелетом.
- Назовите отделы позвоночника, определите число позвонков в каждом отделе. ( работа у доски, заполнить таблицу).
- Покажите и дайте общую характеристику скелета головы.
- Покажите и дайте характеристику скелета туловища.
- Покажите пояс верхних конечностей и скелет свободной верхней конечности.
- Покажите пояс нижних конечностей и скелет свободной нижней конечности.
Объяснение нового материала.
Большинство костей состоит из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества. Плотное вещество располагается там, где требуется особая прочность костям, губчатое- обеспечивает уменьшение массы кости, поверхность всех костей покрыта сросшейся с ней эластичной тканью – надкостницей, которая активно кровоснабжается и имеет множество нервных окончаний – рецепторов, она обеспечивает питание и рост костей в толщину. Кости состоят из костной ткани, которая в свою очередь состоит из сложных структур остеонов, а остеоны – из костных клеток и межклеточного вещества карбонатов и фосфатов кальция, к остеонам подходит кровеносные и лимфатические сосуды, обеспечивающие питание и дыхание костной ткани.
Основная функция мозга – кроветворение, которая заключается в образовании, созревании и вымывании форменных элементов крови в кровяное русло. Другими словами, красный костный мозг – это фабрика, производящая из стволовых клеток элементов крови. В среднем, процесс кроветворения занимает от 3 до 7 дней. Как вы думаете, костная ткань – живая или нет?Живая, потому что кость растет.
Для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной). А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани?
Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические. Основную массу сухой кости составляют неорганические вещества(65 - 70%).Это главным образом соли фосфора и кальция. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность.
Костные клетки состоят из органических веществ(30-35 % сухой массы кости). Органические вещества в составе костной ткани-белки, жиры, углеводы. От органических веществ зависит эластичность, и упругость кости, а от минеральных – твердость. Сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность. По прочности ее можно сравнить с чугуном и бронзой.
Кость состоит из неорганических и органических соединений. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность. Подумайте, как экспериментально можно проверить ваши предположения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Два дня назад мы поместили кость овцы в 10% раствор соляной кислоты. Именно кость овцы, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени. Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому мы выбрали соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным. Итак, мы извлекаем кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляем остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента
Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность. Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.
Их можно сжечь.
Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.
Мы закрепляем кость в зажиме, зажигаем спиртовку и держим кость в самом горячем участке пламени. О том, что горение происходит можно судить по сильному резкому запаху. Обычно, почувствовав такой запах, мы говорим: “Паленым пахнет”. Наконец, кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.
Исследуйте свойства прокаленной кости. Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Лабораторная работа (10 минут)
Описание опыта. Чем различается декальцинированная и прокаленная кости? Какими свойствами она обладает?
Самостоятельная работа учащихся.(3 минуты)
Самостоятельная работа ребят типы костей и их соединения.
Рассказать и показать типы костей и их соединения.
Закрепление нового материала.
- Карточки с заданием.
Вопросы на закрепление.
-Что придают костям органические вещества, объясните?
- Что придает твердость костям, объясните?
- Назовите состав кости, дайте характеристику тканям кости?
Рефлексия.
Андрей: Что тебя удивило на уроке?
Вова: Тебе понравился урок, почему?
Люба:
Шамиль: Что с урока ты лично усвоил для себя?
Жаслан: Пойдя домой, что ты расскажешь своим родителям о сегодняшним уроке?
Альбина: Что ты запомнишь на всю жизнь?
5. Итоги урока. Оценки. Дом.зад
Тема урока: Состав и строение костей, их форма и функции. Внутреннее строение кости. Роль красного костного мозга в кроветворении. Типы костей и их соединение.
Цели урока: Продолжить формирование знаний учащихся об основных функциях и особенностях опорно–двигательного аппарата.
Задачи урока:
образовательные: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).
Оборудование: плакаты “Скелет человека”, “Строение кости”; микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку.
Ход урока:
Биодиктант.
1.подвижная кость в лицевом отделе черепа (нижняя челюсть)
2.число позвонков в позвоночном столбе (34)
3.число ребер у человека (12)
4.предплечье образовано костями (лучевая, локтевая)
5.активная часть опорно-двигательной системы ( мышцы)
6.число изгибов позвоночного столба (4)
7.единственная оголенная часть скелета (зубы)
Работа со скелетом.
- Назовите отделы позвоночника, определите число позвонков в каждом отделе. ( работа у доски, заполнить таблицу).
- Покажите и дайте общую характеристику скелета головы.
- Покажите и дайте характеристику скелета туловища.
- Покажите пояс верхних конечностей и скелет свободной верхней конечности.
- Покажите пояс нижних конечностей и скелет свободной нижней конечности.
Объяснение нового материала.
Большинство костей состоит из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества. Плотное вещество располагается там, где требуется особая прочность костям, губчатое- обеспечивает уменьшение массы кости, поверхность всех костей покрыта сросшейся с ней эластичной тканью – надкостницей, которая активно кровоснабжается и имеет множество нервных окончаний – рецепторов, она обеспечивает питание и рост костей в толщину. Кости состоят из костной ткани, которая в свою очередь состоит из сложных структур остеонов, а остеоны – из костных клеток и межклеточного вещества карбонатов и фосфатов кальция, к остеонам подходит кровеносные и лимфатические сосуды, обеспечивающие питание и дыхание костной ткани.
Основная функция мозга – кроветворение, которая заключается в образовании, созревании и вымывании форменных элементов крови в кровяное русло. Другими словами, красный костный мозг – это фабрика, производящая из стволовых клеток элементов крови. В среднем, процесс кроветворения занимает от 3 до 7 дней. Как вы думаете, костная ткань – живая или нет?Живая, потому что кость растет.
Для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной). А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани?
Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические. Основную массу сухой кости составляют неорганические вещества(65 - 70%).Это главным образом соли фосфора и кальция. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность.
Костные клетки состоят из органических веществ(30-35 % сухой массы кости). Органические вещества в составе костной ткани-белки, жиры, углеводы. От органических веществ зависит эластичность, и упругость кости, а от минеральных – твердость. Сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность. По прочности ее можно сравнить с чугуном и бронзой.
Кость состоит из неорганических и органических соединений. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность. Подумайте, как экспериментально можно проверить ваши предположения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Два дня назад мы поместили кость овцы в 10% раствор соляной кислоты. Именно кость овцы, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени. Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому мы выбрали соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным. Итак, мы извлекаем кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляем остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента
Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность. Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.
Их можно сжечь.
Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.
Мы закрепляем кость в зажиме, зажигаем спиртовку и держим кость в самом горячем участке пламени. О том, что горение происходит можно судить по сильному резкому запаху. Обычно, почувствовав такой запах, мы говорим: “Паленым пахнет”. Наконец, кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.
Исследуйте свойства прокаленной кости. Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Лабораторная работа (10 минут)
Описание опыта. Чем различается декальцинированная и прокаленная кости? Какими свойствами она обладает?
Самостоятельная работа учащихся.(3 минуты)
Самостоятельная работа ребят типы костей и их соединения.
Рассказать и показать типы костей и их соединения.
Закрепление нового материала.
- Карточки с заданием.
Вопросы на закрепление.
-Что придают костям органические вещества, объясните?
- Что придает твердость костям, объясните?
- Назовите состав кости, дайте характеристику тканям кости?
Рефлексия.
Андрей: Что тебя удивило на уроке?
Вова: Тебе понравился урок, почему?
Люба:
Шамиль: Что с урока ты лично усвоил для себя?
Жаслан: Пойдя домой, что ты расскажешь своим родителям о сегодняшним уроке?
Альбина: Что ты запомнишь на всю жизнь?
5. Итоги урока. Оценки. Дом.зад
Тема урока: Состав и строение костей, их форма и функции. Внутреннее строение кости. Роль красного костного мозга в кроветворении. Типы костей и их соединение.
Цели урока: Продолжить формирование знаний учащихся об основных функциях и особенностях опорно–двигательного аппарата.
Задачи урока:
образовательные: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
воспитательные: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).
Оборудование: плакаты “Скелет человека”, “Строение кости”; микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку.
Ход урока:
Биодиктант.
1.подвижная кость в лицевом отделе черепа (нижняя челюсть)
2.число позвонков в позвоночном столбе (34)
3.число ребер у человека (12)
4.предплечье образовано костями (лучевая, локтевая)
5.активная часть опорно-двигательной системы ( мышцы)
6.число изгибов позвоночного столба (4)
7.единственная оголенная часть скелета (зубы)
Работа со скелетом.
- Назовите отделы позвоночника, определите число позвонков в каждом отделе. ( работа у доски, заполнить таблицу).
- Покажите и дайте общую характеристику скелета головы.
- Покажите и дайте характеристику скелета туловища.
- Покажите пояс верхних конечностей и скелет свободной верхней конечности.
- Покажите пояс нижних конечностей и скелет свободной нижней конечности.
Объяснение нового материала.
Большинство костей состоит из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества. Плотное вещество располагается там, где требуется особая прочность костям, губчатое- обеспечивает уменьшение массы кости, поверхность всех костей покрыта сросшейся с ней эластичной тканью – надкостницей, которая активно кровоснабжается и имеет множество нервных окончаний – рецепторов, она обеспечивает питание и рост костей в толщину. Кости состоят из костной ткани, которая в свою очередь состоит из сложных структур остеонов, а остеоны – из костных клеток и межклеточного вещества карбонатов и фосфатов кальция, к остеонам подходит кровеносные и лимфатические сосуды, обеспечивающие питание и дыхание костной ткани.
Основная функция мозга – кроветворение, которая заключается в образовании, созревании и вымывании форменных элементов крови в кровяное русло. Другими словами, красный костный мозг – это фабрика, производящая из стволовых клеток элементов крови. В среднем, процесс кроветворения занимает от 3 до 7 дней. Как вы думаете, костная ткань – живая или нет?Живая, потому что кость растет.
Для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной). А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани?
Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические. Основную массу сухой кости составляют неорганические вещества(65 - 70%).Это главным образом соли фосфора и кальция. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность.
Костные клетки состоят из органических веществ(30-35 % сухой массы кости). Органические вещества в составе костной ткани-белки, жиры, углеводы. От органических веществ зависит эластичность, и упругость кости, а от минеральных – твердость. Сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность. По прочности ее можно сравнить с чугуном и бронзой.
Кость состоит из неорганических и органических соединений. Неорганические соединения придают кости твердость, а органические – упругость и эластичность. Подумайте, как экспериментально можно проверить ваши предположения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Два дня назад мы поместили кость овцы в 10% раствор соляной кислоты. Именно кость овцы, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени. Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому мы выбрали соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным. Итак, мы извлекаем кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляем остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента
Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность. Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.
Их можно сжечь.
Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.
Мы закрепляем кость в зажиме, зажигаем спиртовку и держим кость в самом горячем участке пламени. О том, что горение происходит можно судить по сильному резкому запаху. Обычно, почувствовав такой запах, мы говорим: “Паленым пахнет”. Наконец, кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.
Исследуйте свойства прокаленной кости. Она твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
Таким образом, мы подтвердили свое предположение о том, что органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Кости выдерживают растяжение почти так же как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
Лабораторная работа (10 минут)
Описание опыта. Чем различается декальцинированная и прокаленная кости? Какими свойствами она обладает?
Самостоятельная работа учащихся.(3 минуты)
Самостоятельная работа ребят типы костей и их соединения.
Рассказать и показать типы костей и их соединения.
Закрепление нового материала.
- Карточки с заданием.
Вопросы на закрепление.
-Что придают костям органические вещества, объясните?
- Что придает твердость костям, объясните?
- Назовите состав кости, дайте характеристику тканям кости?
Рефлексия.
Андрей: Что тебя удивило на уроке?
Вова: Тебе понравился урок, почему?
Люба:
Шамиль: Что с урока ты лично усвоил для себя?
Жаслан: Пойдя домой, что ты расскажешь своим родителям о сегодняшним уроке?
Альбина: Что ты запомнишь на всю жизнь?
5. Итоги урока. Оценки. Дом.зад
© 2015, Сатова Алия Орынгалиевна 1436