СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Краеведческая работа в школе как средство формирования географических компетенций школьников
Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в «Великой дидактике» Я. Коменского в первой половине XVII в. В краеведении, также, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучение учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В изучение географии краеведения – одно из средств осуществления воспитывающего обучения.
Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих изучение географии на конкретном жизненном материале.
Краеведение преследует две задачи: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связанны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение школьного краеведения. Главное назначение краеведения состоит в том, чтобы дать возможность 59 учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений на уроках для формирования понятий, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение. В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Опыт работы показывает, что понятие о расходе реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
© 2022, Пинигина Светлана Владимировна 105