СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                 Введение

    Историю   своего края мы изучаем для того, чтобы задуматься, оглянуться на прошлое сопоставить его с настоящим, чтобы это сопоставление способствовало яснее представить себе будущее.

Сколько на российских просторах раскинуто больших и малых селений, и у каждого, при общей судьбе, свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или памяти народной «год рождения» той или иной деревеньки: корни уходят во времена незапамятные. Иногда лишь летописная справка или старинная книжка донесут до нас из глубины веков малую частицу того, что мы называем историей.

Что мы там ищем? Историю деревни? Что бы мы не искали, ясно одно: без памяти нам не прожить!

У каждой деревни своя прекрасная история, при том неповторимая... Мы любим свою Родину. Родина для нас не отвлеченное понятие, не просто слово. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к тому уголку Отчизны, где мы  родились, выросли или посвятили лучшие годы своей жизни. Это край, где мы учимся, работаем, живем, мечтаем о будущем…

 Это земля, которую мы должны украшать своим трудом, где мы чувствуем душу близких нам людей, которых называем теплым словом «земляк».

Готового материала о нашей деревне  нет,  их никто не собирал.   А сейчас собирать очень трудно.  Написать историю своей деревни  в один момент  невозможно. Нужно иметь под рукой достаточно материала.  Мы понимаем, что для этого требуется долгие годы поиска. Надо правильно разобраться в многочисленных документах, ибо одни и те же факты рассматриваются разными учеными по- разному. 

Физико-географическое положение деревни Чувашское Енорускино.

Деревня Чувашское Енорускино находится в северо –восточной части Аксубаевского района в 17 километрах от районного центра – рабочего поселка Аксубаево.

Общее число населения составляет 476 человек. Из них 148 работающих. В деревне имеется средняя школа, детский сад, сельский клуб и библиотека, почта, магазины.

Транспортные связи с районным центром осуществляется по улучшенной грунтовой дороге с выходом на автодорогу Аксубаево - Чистополь.

                                                    Рельеф.

Рельеф деревни слабо волнистый, с севера на юг и с запада на восток тянутся две балочные системы с пологими задернованными склонами.

В северной части деревни имеются два действующих оврага, вершины которых подлежат закреплению водозадерживающими валами. Уклоны на массивах пашни редко достигает 4° – 5°. Эрозийные процессы на полях развиты слабо.

Процессы образования малых форм рельефа.

Такие процессы идут изо дня в день и непрерывно изменяют и обновляют рельеф. Это поверхностные текущие воды – реки, ручьи и временные потоки, образованные дождевыми и талыми снеговыми водами. Текучие воды в нашей местности способствуют появлению и росту оврагов, наносят в низины обломочный материал.

Полезные ископаемые.

В окрестностях деревни известны месторождения глины, строительной  глины (кирпичной) и суглинки залегают в самых верхних слоях четвертичных отложений. Разведены открыты месторождения нефти и газа (газ добывают из скважин вместе с нефтью).

Почвы.

Территория деревни Чув. Енорускино лежит в лесной зоне. Почвы представлены оподзоленными выщелоченными черноземами, серыми лесными и пойменно-луговыми типами.

Черноземные почвы занимают 50,7% от всей территории. Серые лесные, темные -                                                                 

серые лесные и коричневые лесные – 43,3%. Лугово-болотные и пойменно-луговые

 – 5,7%. Почвы овражного комплекса – 0,3%. воздуха достаточно высокие.                                                                          Гидрография.

Гидрография представлена на юге речкой Малая Сульча, в  западной части речкой Малый Уишь, в восточной – ручьями по днищам балок.

Население обеспечивается водой из буровых скважин и колодцев, потребность в воде животноводства и прочие потребности в воде хозяйственных отраслей удовлетворяются из буровых скважин и прудов.

Климат.

Климат зоны расположения деревни умеренно-континентальный. Среднегодовая температура воздуха 2,7 С, среднегодовое количество осадков –421мм, преобладающие ветры – юго-западные.

Растительность.

Растительность в окрестностях деревни представлена древесно-кустарными породами, пастбищами и сенокосами, преобладающими растительными группировками, в которых являются мелкозлаковые и разнотравные растения. Травостой  изрежен, выбит  неумеренной пастьбой скота.

Агроклиматические условия.

Климатические условия нашей местности в целом благоприятны для возделывания самых разнообразных селькохозяйственных культур, а также для успешного развития животноводства. Сумма  солнечной  радиации и температура 

 

Наш край в прошлом.

Прошли многие тысячелетия. Ледниковый период закончился, изменились и условия жизни. Климат потеплел, земля, где мы сейчас живем, покрылась густым лесом, со многими болотами и озерами, полноводными реками. Наша речка Малый Уишь впадает у деревни Бар.Енорускино в Малую Сульчу. Нужно отметить, что реки Малая Сульча и Большая Сульча впадают в реку Большой Черемшан, именно эти реки дали жизнь здешним местам.

  Живописные берега этих рек с плодородным черноземом издревле привлекали людей, здесь для жизни было все. Домонгольский период историй Волжских Булгар бассейн реки Малый Черемшан, куда входил и наш Аксубаевский район, явился одним из центральных районов, самой густо населенной областью государства. Городища и селища территорий нашего района встречаются через каждые 10 – 15 километров, одним из крупных булгарских городов, ученые археологи считают Бар.Енорускинское находится в 600 метрах к югу- западу от деревни, в середине Бар. Енорускинского селище. На реке Малая Сульча сложился город Бар. Енорускино.

 На территории Аксубаевского района осталось несколько надгробных плит с эпитафиями. Конечно, их было значительно больше. У Бар. Енорускинского городища было 9 камней, а теперь только один.

   Изучая историю, мы, выяснили, что в 1236 году  Кипчаки в составе монгольских войск под командованием Субудая разгромили булгарское войско. Булгарское государство потеряло свою самостоятельность и полностью оказалось во власти татаро – монголов. Люди, жившие в нашем крае, попали во власть хана Батыя. В золотоордынский период в нашем крае продолжали свое существование лишь не большие части селищ, среди них был Бар. Енорускинское городище. (отмечены в книге «Археологические памятники Татарской АССР»)

 Бар. Енорускинское кладбище с надгробием 14 века в Бар. Енорускино, в один километров к северу – западу от деревни на месте кладбища имеется два надгробных памятника. 1936 году здесь находилось восемь памятников, а до этого – несколько десятков. На одном надпись в стиле КУФИ, на другом – в стиле НАСХ. Два камня отсюда перевезены в рабочий поселок Аксубаево к районному историко – краеведческому музею. Оба -  Булгарские, один датируется 1317 годом, другой 1357 годом.

В этот период произошло перемещение больших групп Булгарского населения из пострадавших от монгольского нашествия Закамье и южных районов левобережья Волги на север. В Золотой Орде начались междоусобицы, были стерты с лица земли и превратились в пепелище около 2000 городов и селений. Все эти территории превратились в «дикое поле» – районы летнего кочевья  Ногайских татар. В конце 14 – 15 века булгаро – чуваши, как этнос, оказались на грани исчезновения. Они потеряли в этот период практически все: свою историческую родину и государственность, национальную элиту, многовековые материальные и культурные накопления и даже свое этническое самосознание.

   Согласно данным писцовой книги Казанского уезда 1602 – 1603 годов, издательство Казанского университета 1978 года, мы  обнаружили, что в этих местах не проживали люди, часто устраивали набеги башкиры и другие племена. Также из книги «Материалы по этнографии и антропологии чувашей» мы узнали, что переселение в Закамье началось в конце 17 века. Например, до нас сохранились и дошли народные предания о трех братьях, что якобы Акспай, Ильдерек и Ендрус основали селения Аксубаево, Ильдеряково, Енорускино.

  Об этих преданиях упоминал краевед Казанской губернии И.А.Износков. В официальных документах того времени впервые Чувашское Енорускино  упоминается в 1781 году, где она уже значится как  «новопоселенная» деревня.  «Новопоселенными»,  считались те населенные пункты, которые основались между переписями населения.  (Переписи назывались ревизиями или ревизскими сказками).

   В переписи 1781 года значится: «Деревня  новопоселенная  Янорусово при речке Псимирган проживают ясачные крестьяне, по национальности чуваши, не более 30 – 40 человек».

  Мы выяснили, новопоселенцы прибыли в наши края из – за Камы. Закамье, в то время после татарско-монгольского завоевания несколько столетий пустовало, называли эти места «диким полем», так как стоял дремучий лес, были непроходимые болота. Дорог не было, в нашу деревню можно было попасть только водным путем (зимой – лед на санях, летом – на лодках), а через дремучий лес не проехать.

  Но, лес имел большое значение в жизни новопришельцев. Лес грел и прятал от врагов, кормил, обувал, одевал. Чуваши были превосходными охотниками, очень метко стреляли из лука. Но лес сжигали, корчевали, под ударом топора лес редел, население росло, с каждым днем наступая на лес. 

   Новопришельцы  или первопереселенцы были ясачные крестьяне, оплачивающие ясак в виде натурой или деньгами. Поэтому вопрос о средствах существования для жителей деревни было сложной, кроме уплаты ясака были еще различные сборы и выкупные платежи, кормить семью.

   Но, несмотря на экономические затруднения и различные невзгоды население деревни росло.

Рождаемость зависел от браков, а браки от урожайности. Много уносило людских душ различные часто повторяющиеся эпидемии: холера, тиф, и другие. Умирали люди от истощения, недостатка пищи.

Анализируя и исследуя  документы, исторические материалы, касающиеся нашей деревни, мы обнаружили статистические данные (смертность, рождаемость)  и вычислили в процентном отношении. Приводим  факты за период 1858 по 1890 годы,  на 100 жителей смертность  составляла 38,2%.  Число жителей в деревне прибавилось совсем немного. Есть такие факты, которые говорят, что за 40 лет в деревне жителей прибавилось не более 100 человек.

                                         Исторические сведения.

О медицине.

В документах земства в отчетах о состоянии медицинского обслуживания населения говорится, что по числу заболеваемости на первом месте стояли болезни кожи и клетчатки, органов пищеварения, детские болезни.

Повышалось число больных в осенние и зимние месяцы. Наиболее число больных было в марте 1867 года.

Из заразных  болезней были:  лихорадка, тиф, натуральная оспа, корь, скарлатина, дифтерия, сибирская язва, и другие.

 Из эпидемий, свойственных преимущественно детскому возрасту была оспа. Особенно было это распространено в 1878 году. Оспа буйствовала в деревне вместе с другими эпидемиями, как тиф и корь. Свирепствовала в самые холодные месяцы года (январь, февраль).

 Изредка в деревню заглядывал волостной фельдшер, который на всю волость был один. В очень редких случаях он пробовал отдельным жителям деревни делать оспопрививание, но она не поддавалась, или давала крайне плохие результаты. Поэтому само население, религиозно настроенное оспопрививанию крайне упорствовало. Громадного труда стоило собрать детей для прививки и повторить неудавшиеся прививки. Из других детских эпидемий детского возраста была скарлатина и корь. 

  В группе конституционных болезней видное место занимал сифилис.

  Жители деревни привычки обращаться к врачу при заболеваниях не имели. По всякому случаю болезни они предпочитали обращаться к знахарю или знахарке. В самой деревне медицинской помощи не было. На весь округ - один врач. (В округ  входили: Аксубаевская, Старо Мокшинская волости и на весь округ в Кривоозерках была больница).

Акушерской помощью пользовались очень редко и только в исключительных случаях.                                     

 Образование.

В деревне Чувашское Енорускино читать и писать умели всего лишь несколько человек. Основная масса не охвата обучением в школе.

 В Чувашском Енорускине до революции была открыта школа грамоты с одним классом, где учились только одни мальчики, девочек в школу пускать было не принято. Они дома были помощницами матери: ухаживали за малыми детьми, помогали матери прясть, вязать, учили их ткать, вышивать.

Школьное помещение было совершенно не пригодное. В начале открытия школы класс находился в крестьянской избе. Затем построили школьное помещение, где была русская печь. Школа близко не выдерживала гигиенические требования, класс был темным, не хватало света. На одного ученика приходилось 1,5 кубических сажень. Учитель рекомендовал ученикам ходить в школу не в бешметах и полушубках, а в чапанах, который был способен впитывать в себе испорченный воздух.

 На содержание школы в год отпускали 22 рубля 54 копеек. Учителя усердно трудились, но они оставались бессильными, что – либо изменить. Учитель получал скудную зарплату не более 150 рублей в год. Поэтому он сам находился в бедственном положении. Приезжий учитель не имел собственного жилья.

  В 1918 году в Чувашском  Енорускине на 1237 жителей была одна школа грамоты. Поэтому 7 октября 1918 года открывается новая школа – двуклассная. Дополнительно учителем назначается Емельянов Герман.

В начале 1919 года здесь учителем работала Иваницкая, Елизарова Анна и Данилова Ольга Николаевна, Шеневеркин Николай Кириллович. В последующие годы начальная школа деревне становится 3 – х классная, затем 4- х классная 1930 году семилетка, 1960-восьмилетка.  В настоящее время наша школа средняя.                                          

Одежда жителей нашей деревни.

Большинство чуваш носили белую вышитую по вороту рубашку, штаны из самотканного холста, белый пояс (или черный), онучи и лапти, суконную шляпу, кафтан или полушубок.

Одежда женщины состояла из кафтана, полушубка, белой расшитой рубашки: на груди особое украшение – ама, пояс с вышитыми привесками, с зади (назадник –сара). На вышивках преобладает растительный и животный орнамент. Также женщины носили сурбан, любили украшать уши серьгами, манжетами косы, и вешали бусы на груди. Женская шапка (хушпу) вся покрыта корольками и мелкими, наподобие чешуи расположенными серебрянными монетами. Платье носили с фартуком или передником (черситти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).

Праздничный наряд женщины надевали с вышитыми или узорнотканым поясом (писиххи). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. Такая одежда они считали угодна богу.

Пища.

Пища является важной составной частью материальной культуры. На культуру питания оказывают влияние хозяйственная деятельность людей, уровень развития производительных сил, географическая среда, этническая история народа.

Рацион  питания крестьян нашей деревни состоял из картофеля и кислого молока, хлеба. Крестьянин ел мясо мало, семьи бедняков едва видели мясо (несколько раз в год). Большинство ели хлеб, да и тот был заемный. Пирог с луком, крупой и яйцами, молочные блюда, самодельная колбаса «шарттан»  у чуваш считалось особенно  лакомой пищей.

 Сами крестьяне свою пищу не считали скудной. Скудной  пищей по мнению их, картофель с хлебом, похлебка без масла. Изобильной чуваши считали мясную пищу, кислое молоко. В деревне из 50 дворов самовар имели не более 7-8 домах. Пьянства в современном его понимании не существовало.

Чуваши готовили трапезы домашние и общественные. При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шарттан, чакат или тавара (сырки), масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда месерле самарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца), капартма (пресные лепешки).

Общественные трапезы совершались с большим числом участников. Характер всенародных пиров имели трапезы на свадьбе, при проведении древних праздников и молений акатуй (по окончании сева), симек (семик, троица), уй чук (моление об урожае в поле), сумар чук (моление о дожде), сара чуклени или кер сари, хер сари и т. д. Кушанья и напитки участвовавшие в празднике и молении приносили с собой.

Кулинария чувашей продолжает пополняться новыми блюдами, в то же время рецепты чувашских блюд воспринимаются другими народами.

Среди чувашского населения было сильно распространено курение. Первоначально оно являлось как шалость, потом удовольствие и, наконец, как привычка. Общество к курению относилось равнодушно. Одни курение считали пороком, злом, помирились с ним в виду трудности борьбы.

Экономическое положение крестьян было не завидное. Большая часть их жило впроголодь. Лишь меньшинство ухитрялось иметь достаток более или менее. В деревне считался богатым тот, кто имел 5 голов лошадей, 5 коров, 5-10 стогов ржи.

           Заключение

Для того, чтобы любить свой край по настоящему, надо его знать. Наша деревня, как и другие уголки страны, имеет богатую событиями историю, на протяжении которой были на беги «Орды», кочевых племен, первые населения вольнолюбивых беглецов, и воинствующие нападки врагов, и кровавые битвы, и множество подвигов, и поражения, и восстания против ненавистного царизма и т. д.

Мы хотим, что бы каждый из наших людей нынешнего поколения знал, когда начали селиться в нашем крае, какие были ее первые жители, как родились названия деревень, чтобы они запомнили имена людей, павших в войнах с врагами Отчизны, знали они своих героев – земляков, героев ветеранов труда на колхозных полях и фермах.

Наша деревня особенно ничем не отличается от сотни и тысячи селений, раскинутых на российских просторах, но при общей судьбе, у каждой деревни, в том числе и нашей есть свое лицо, своя история.  Прошедшие века не оставили ни каких документов той поры, поэтому, мы, мало нашли информации в печатных источниках. Отсюда – вопрос: сколько же осталось в памяти народной?

 А начали копаться в ее истории, корни уходят во времена незапамятные.

Для чего же мы начали эту работу? Нужна ли она? Поймет ли кто? Множество вопросов вставало в ходе написания этой работы. Потому что мы затронули небольшую частицу того, что мы называем историей.

 Мы хотим, наши сверстники любили и уважали великую нашу Отчизну, чтобы среди нашей молодежи не было людей, не помнящих своего родства, таких типов, которым наплевать на труд отцов, на пот и кровь дедов.

Чтобы молодежь наша любили и знала родные места, гордилась их прошлым, настоящим, для их будущего.

Мы понимаем, что наша работа капля в море, но без капель не будет моря!

 

                                     Список литературы.

 

 

1.Археологические памятники Татарской АССР., (изд. Казанского университета) -Казань,1978 г

2.Материалы по этнографии и антропологии чувашей., (изд. Казанского университета)- Казань,1978 г.

3.Культура чувашского края., (состав. В.П.Иванов и др.,)-Чебоксары:  1995.

4.Хрестоматия по культуре чувашского края.,(состав. Н.И.Егоров)-Чебоксары: 2001.

5.Физико-географическое положение дер. Чув-Енорускино., (состав. Л.А.Маркитанова)

6.Материалы из личного архива семьи Маркитановых

 

 

Категория: География
24.01.2015 20:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП