СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель программы:
Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Так как дети от 2 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то в образовательной деятельности лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-4 года и рассчитана на один год обучения.
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, подгрупповые групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Предполагаемые навыки и умения детей к 3-м годам
Традиционные методы |
Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием |
Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами |
Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их |
Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна |
Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) |
Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге |
Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвет) |
Изображают предметы |
Создают простейшую композицию из нескольких предметов |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
К концу года ребенок умеет:
Перспективный план работы кружка «Солнышко в ладошках»
Сентябрь.
Дата |
Занятие |
Цель |
4.09.2014 |
«Картинки на песке» |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. |
11.09.2014 |
«Листочки танцуют» |
Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма |
18.09.2014 |
«Весёлый человечек» |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками на песке. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Сравнение свойств сухого и влажного песка. |
25.09.2014 |
«Помидорки на грядке» |
Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру. |
Октябрь.
Дата |
Занятие |
Цель |
2.10.2014 |
«Мой веселый звонкий мяч» |
Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. |
9.10.2014 |
«Розовый букет» |
Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. |
16.10.2014 |
« Весёлые мухоморы» |
Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. |
23.10.2014 |
«Разноцветные шарики» |
Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (шарики на ниточке) |
30.10.2014 |
«Красивые листочки» |
Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета. |
Ноябрь.
Дата |
Занятие |
Цель |
6.11.2014 |
«Волшебные листочки» |
Учить детей закрашивать вырезанные формы. |
13.11.2014 |
«Ягодка за ягодкой «(на кустиках) |
Создание ритмичной композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. |
20.11.2014 |
«Моя любимая чашка» |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. |
27.11.2014 |
«Первый снег» |
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. |
Декабрь.
Дата |
Занятие |
Цель |
4.11.2014 |
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек» |
Создание образа ёжика в сотворчестве с воспитателем: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию. |
11.11.2014 |
« Рябинка» |
Учить рисовать на ветке ягодки( пальчиками) и листики (примакиванием).Закрепить данные приёмы рисования. |
18.11.2014 |
«Зажигаем огоньки» |
Учить наносить яркие мазки на темный фон. |
25.11.2014 |
«Маленькой ёлочке холодно зимой» |
Рисование пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.(снежинки, снежные комочки). |
Январь.
Дата |
Занятие |
Цель |
15.01.2015 |
«Снежок порхает, кружится» |
Создание образа снегопада. Закрепление приема рисование пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма. |
22.01.2015 |
«Весёлый снеговик» |
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
29.01.2015 |
«Вот какие ножки у сороконожки» |
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображенной воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. |
Февраль.
Дата |
Занятие |
Цель |
5.02.2015 |
«Весёлые рыбки» |
Продолжать учить рисовать с помощью ладошки. Развивать воображение. |
12.02.2015 |
« Автомобиль для папы» |
Упражнять в рисовании пальчиками, вызвать интерес к подарку для папы |
19.02.2015 |
«Мои любимые домашние животные» |
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью-учить имитировать шерсть животного. |
26.02.2015 |
«Полосатые полотенца для лесных зверушек» |
Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) |
Март.
Дата |
Занятие |
Цель |
5.03.2015 |
«Мимоза для мамочки» |
Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. |
12.03.2015 |
«Мои рукавички» |
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. |
19.03.2015 |
«Вот какие у нас сосульки!» |
Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. |
26.03.2015 |
«Жили у бабуси два весёлых гуся» |
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство. Закреплять умение дополнять изображение деталями. |
Апрель.
Дата |
Занятие |
Цель |
2.04.2015 |
«Подснежники» |
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
9.04.2015 |
«Солнышко лучистое» |
Рисование ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
16.04.2015 |
« Божьи коровки на лужайке» |
Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умения равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. |
23.04.2015 |
«Нарядные матрешки» |
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. |
30.04.2015 |
« Цветочек радуется солнышку» |
Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок, дополнять стебельком, листиками, травкой вокруг.Развивать чувство композиции. |
Май.
Дата |
Занятие |
Цель |
7.05.2015 |
«Вот какой у нас салют!» |
Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. |
14.05.2015 |
«Птички – невелички» |
Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). |
21.05.2015 |
«Мать-и-мачеха» |
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
28.05.2015 |
«Цыплятки» |
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов |
Июнь.
Дата |
Занятие |
Цель |
4.06.2015 |
« Одуванчики» |
Закрепить умения детей использовать знакомые техники рисования.Учить создавать выразительный образ одуванчиков. |
11.06.2015 |
«Разноцветная поляна» |
Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. |
18.06.2015 |
«Радуга-дуга» |
Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения |
25.06.2015 |
«Воздушные шары» |
Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. |
© 2015, Любященко Елена Викторовна 12286