СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы внеурочной деятельности. Планируем работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Курсы внеурочной деятельности (П.В. Степанов)

Вся совместная деятельность педагогов и школьников, организуемая за рамками урока, по сути, является внеурочной деятельностью. Это и работа классного руководителя со своим классом, и курируемая педагогами деятельность ученического самоуправления, и ключевые общешкольные дела. Но есть среди этого многообразия внеурочной деятельности та, которая специально организуется в виде курсов внеурочных занятий с почасовой оплатой педагогам. Именно этой составляющей внеурочной деятельности посвящен данный раздел нашего пособия. И именно о курсах внеурочной деятельности мы и будем здесь говорить.

Планируем работу

Итак, с чего же лучше начинать воспитательную работу в рамках курсов внеурочной деятельности? С того, с чего начинается любая наша работа - с ответа на вопрос «Какую цель мы преследуем?» Поэтому независимо от того, возглавили ли мы какой-нибудь кружок, стали ли тренером в детской спортивной секции, взяли ли руководство какой-нибудь творческой студией, первое, что нужно сделать, - постараться ответить себе на этот вопрос.

В примерной программе воспитания (и, надо полагать, в школьной рабочей программе воспитания) эта цель четко сформулирована, а затем тщательно конкретизирована в некоторых ее нюансах. Но эта цель существует пока что лишь на бумаге. Является ли она вашей?

Прочитайте внимательно раздел программы воспитания, посвященный цели воспитания, и подумайте, что из описанного в нем более всего вам ближе. Что из перечисленного там действительно соотносится с вашими устремлениями в сфере воспитания? Какие из встречающихся там формулировок вы могли бы назвать своими целевыми ориентирами? Проделывая эту несложную работу, вы конкретизируете общую цель воспитания в соответствии со своими профессиональными представлениями, в соответствии с тем контингентом детей, с которым вы планируете работать, в соответствии со спецификой вашей внеурочной деятельности. Очевидно, это и будет ваша воспитательная цель, к которой вы будете стремиться, организуя тот или иной курс внеурочной деятельности.

Что затем? Затем необходимо определиться с направлением (или направлениями) развития личности ребенка, на которое будет ориентирован ваш курс внеурочной деятельности. Действующий ныне Федеральный государственный образовательный стандарт требует от школ организации курсов внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями развития личности: духовно­нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (в ФГОС НОО этот перечень немного иной). Подчеркнем опасность восприятия каждого из этих направлений как своеобразного «прокрустова ложа», в которое для отчетности непременно должен быть вписан тот или иной курс внеурочных занятий. Ведь очень многие формы внеурочной деятельности, организуемые педагогами в школе, просто невозможно жестко «привязать» к тому или иному направлению. Очень многие внеурочные занятия носят комплексный характер. В рамках одного и того же занятия педагог может создавать условия для разнонаправленного развития личности. Поэтому правильнее было бы ориентировать свою будущую программу внеурочной деятельности сразу несколько таких направлений.

После этого начинается обычная подготовка: разработка программы курса внеурочной деятельности, подбор необходимого методического материала, согласование расписания занятий и т.п. Подробно на этом организационном вопросе мы останавливаться не будем, так как это уведет нас в сторону от главного вопроса - как реализовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Вернемся к нему.

07.08.2021 07:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП