СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
оборудование:
1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;
2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер, документ - камера
3) листы формата А 4, маркеры;
Ход урока
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок русского языка.
-Почему? - спросите вы. Давайте для начала посмотрим фильм «Притча о любви». А по ходу просмотра вы на листочках - сердечках продолжите фразу «Любовь – это …», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.
(Во время фильма один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса»)
Учитель:
- Я надеюсь, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
Ученик:
- Мне кажется, что мы сегодня на уроке будем говорить о чувстве, которое каждому приходится когда-нибудь испытать – о любви.
Учитель:
- О том, что такое любовь, с каким чувством она связана, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.(критерии даны каждому уч-ся)
Слайд 2(с критериями)
Учитель:
- Композиция сочинения представляет собой лестницу, ступеньки которой ведут вверх.
- У вас на столах разложены карточки, на которых написаны основные части сочинения – рассуждения. Вам необходимо их распределить в строгой последовательности, соответствующей композиции написания части С (ЕГЭ).(работа в парах)
Слайд 3 (композиция сочинения-рассуждения)
А один уч-ся работает с документ – камерой, выстраивает названия частей в строгом соответствии (Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).
Слайд 4 (На первом этапе работы с текстом.)
Учитель:
-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).
-Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.
Слайд 5
Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет в тексте по-своему.
Слайд 6
- Готовясь к уроку, ребята прочитали вот такую статью в интернете и хотят поделиться ею со всеми. Я предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка (Орфография автора).
- Адресовано это сообщение Марии Городовой – корреспонденту газеты «Российская неделя», так как в своём блоге она много размышляет о духовно-нравственных проблемах современного общества. Послушайте это послание и ответьте: «Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?»
Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.
«Мария, превед. Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит. Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".
Феерический Мегамачо
-Какие проблемы волнуют так называемого Мегамачо?
Ученик: Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Эти мысли Мегамачо могут быть обличены в более достойную форму и могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.
- На какой вопрос автор интернет-сообщения ищет ответ?
Ученик: Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.
Учитель:
- Сейчас прочитаем текст Натальи Долининой по цепочке (чит. подгот. ученики) и подчеркнём ключевые слова текста. Вспомните, какие слова называются ключевыми?
Ученик 1: Ключевые слова – это наиболее встречающиеся у данного автора или в конкретном тексте выражения, несущие существенную информацию.
Ученик 2: В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной даётся такое определение: «Ключевые слова – это слова, выражающие главную идею целого художественного текста». (уч-ся подчёркивают ключевые слова в тексте, а затем один текст проецируем через документ-камеру и проверяем )
-Прочитаем все слова и словосочетания, которые вы выбрали.
- А теперь попытайтесь отметить строки, которые отражают позицию автора. (предл.№21 Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности )
Слайд 7
-А теперь, ребята, мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.
(рабочие листы даны каждому) Критерий 1 требует определение проблемы.
- Сформулируйте проблему текста. А что такое проблема?
Ученик :ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
(уч-ся определяют проблематику текста, т.е заявляют несколько проблем)
Проблема определения ревности (Что такое ревность?).
Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).
Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).
Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).
-Не забывайте, что проблем в тексте может быть несколько, а вам нужно определить одну и прокомментировать её.
Слайд 6
- Об отрицательных последствиях ревностных чувств человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.
-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).
Ученик : Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
- Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах. Что значит прокомментировать проблему?
- Определите лексическое значение слова «комментировать». (Работа с толковым словарем: «комментировать»- объяснять, пояснять; комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста)
Слайд 7
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.
Ученик1:Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).
Ученик2:Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).
Ученик3:Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).
Ученик4:С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).
- Пропишите позицию автора, опираясь на текст. Прочитайте составленное предложение.
Ученик :Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.
Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.
Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Подборку материалов вы заготавливали. Вспомните произведения классиков, высказывания великих людей, пословицы и поговорки о любви.
Итог урока.
Слайд 8.
Один ученик печатает на компьютере в определённом порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Всё это проецируется на экране. Класс отвечает на вопросы учителя.
- Назовите два определения ЛЮБВИ. - Три действия, которые она, по-вашему, совершает. - А теперь фразу – ваше отношение к Любви.
- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово-синоним
Любовь. Безответная, горькая. Ранит, убивает, не щадит. Горе великое несет. Боль.
Любовь. Вечная, неразделенная. Чувствовать, обожать, думать. Встречается редко и мыслит сердцем. Чувство.
Любовь. Искренняя, взаимная.
Соединяет, дарит, преподносит.
Стало редкостным явлением в жизни.
Страдание.
А получились ли заготовки к сочинению? - -Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.
- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?
- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела ли она вас на личные размышления?
- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в
конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?
Слайд 9.(озвучен песней о любви)
Ученик 1:Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни.
Ученик 2:Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит.
Учитель: Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.
Учитель:
- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?
Ученик : -Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.
Слайд 10
Домашнее задание:
-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.
Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.
Рабочие материалы _____________________________________
(Фамилия, Имя учащегося, класс)
Вступление и заявление проблемы
В тексте рассматривается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Проблема, обсуждаемая в тексте.
КОММЕНТАРИЙ
С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна.
По-моему, злободневность этой проблемы в том, что.
Автор обращает внимание на то, что…
Автор рассуждает о том, как важно…
Автор приводит примеры…
Автор убедительно рассказывает (о чём?).
Писатель верно подметил, как.
На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что.
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор приходит к выводу (что?).
Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…
АРГУМЕНТЫ
Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…
Правоту моих слов подтверждают …
Во-первых, … во-вторых…
Народная мудрость гласит: «…».
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
Притча о любви.
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все Духовные Ценности. Но однажды они заметили, что остров начал уходить под воду. Все Ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она попросилась на корабль к Богатству, но оно ответило: "На корабле много золота и драгоценностей — места нет». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но Грусть ответила: "Извини Любовь, я настолько грустна, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь попросилась на корабль к Гордости, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но она так была занята весельем, что не услышала призыв Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась, но тут услышала чей-то голос: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Она обернулась и увидела старца. Он доставил её на сушу и уплыл. А Любовь вспомнила, что не спросила у старца имени. Тогда она обратилась к Познанию: "Скажи, Познание, кто спас меня?»
- Это было Врем-я-я!
- Время? — переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец и сказало: «Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь!
© 2018, Дибирова Муслимат Рамазановна 1014