СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач учителя является формирование у учеников умения работать с учебной проблемой.

На минимальном уровне учащиеся должны научиться в ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему, приходить к решению проблемы, корректно относиться к разным решениям, в ходе решения проблемы использовать конкретные факты.

На базовом уровне – участвовать в коллективном выборе пути решения, стремиться фиксировать свою позицию по проблеме, критически сопоставлять свое и чужое решение проблемы, применять элементы теоретического знания, использовать научную терминологию, знания из смежных курсов.

Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическре затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче (вопросе).

При постановке учебной проблемы надо так преподнести учебный материал, чтобы у учащихся возникло изумление, заинтересованность, удивление: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому.

Особенностью методики развивающего обучения системы «Школа 2100» является

использование проблемного метода – моделирования пути научного познания. Каждая новая тема начинается с постановки учебной проблемы. Ставя проблему в самом начале новой темы, мы делаем понятными все наши последующие действия. От одного смыслового фрагмента к другому мы переходим для того, чтобы решить нашу проблему.

Ученики приходят на урок, уже ознакомившись с текстом параграфа (опережающее чтение). Весь урок посвящен новой теме, что позволяет детально разобрать ее на уроке.

Структура урока: 1 этап постановка проблемы, он предполагает создание проблемной ситуации перед учениками и выход из нее через формулирование учебной проблемы.

2 этап - решение учебной проблемы, открытие нового знания. Он предполагает поиск решения проблемы и детальный разбор нового материала.

3 этап - подведение итогов по работе с проблемой – продуктивное воспроизведение и применение нового знания.

Более подробно остановимся на 1 этапе – приемы создания проблемной ситуации на уроке.

Возможные варианты действия учителя на 1 этапе.

1. При изучении темы, насыщенной фактическим событийным материалом можно в начале урока привести противоречивые факты, которые бы одновременно характеризовали бы основную мысль темы. Например, предложить прочитать два фрагмента источника, или использовать данные археологических раскопок.

Для формулирования проблемы используется побуждающий диалог: какие факты мы узнали, ознакомившись с одним источником? Какие факты содержатся в другом источнике? Какой здесь возникает вопрос? Какую проблему нам предстоит решить сегодня?

2. При изучении темы, главным содержанием которой является реконструкция и описание исчезнувших явлений и отношений, сначала задается вопрос о современном состоянии отношений, а затем предлагается изучить источник, который характеризует противоположную ситуацию. А дальше в ходе диалога формулируется проблема.

3. Предложить выполнить заведомо невыполнимое задание при наличии только уже имеющихся знаний, а потом поставить проблему: «Почему мы не можем выполнить задание? Каких знаний нам не хватает? Что нам предстоит узнать сегодня?»

Работа по внедрению проблемного метода должна носить систематический характер. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. Но этот метод сложен тем, что требует дополнительного времени и труда учителя.

11.11.2024 12:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП