СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из главных задач учителя является формирование у учеников умения работать с учебной проблемой.
На минимальном уровне учащиеся должны научиться в ходе коллективной работы выделять, осознавать и формулировать проблему, приходить к решению проблемы, корректно относиться к разным решениям, в ходе решения проблемы использовать конкретные факты.
На базовом уровне – участвовать в коллективном выборе пути решения, стремиться фиксировать свою позицию по проблеме, критически сопоставлять свое и чужое решение проблемы, применять элементы теоретического знания, использовать научную терминологию, знания из смежных курсов.
Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическре затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче (вопросе).
При постановке учебной проблемы надо так преподнести учебный материал, чтобы у учащихся возникло изумление, заинтересованность, удивление: как же так и почему так, ведь должно быть по-другому.
Особенностью методики развивающего обучения системы «Школа 2100» является
использование проблемного метода – моделирования пути научного познания. Каждая новая тема начинается с постановки учебной проблемы. Ставя проблему в самом начале новой темы, мы делаем понятными все наши последующие действия. От одного смыслового фрагмента к другому мы переходим для того, чтобы решить нашу проблему.
Ученики приходят на урок, уже ознакомившись с текстом параграфа (опережающее чтение). Весь урок посвящен новой теме, что позволяет детально разобрать ее на уроке.
Структура урока: 1 этап – постановка проблемы, он предполагает создание проблемной ситуации перед учениками и выход из нее через формулирование учебной проблемы.
2 этап - решение учебной проблемы, открытие нового знания. Он предполагает поиск решения проблемы и детальный разбор нового материала.
3 этап - подведение итогов по работе с проблемой – продуктивное воспроизведение и применение нового знания.
Более подробно остановимся на 1 этапе – приемы создания проблемной ситуации на уроке.
Возможные варианты действия учителя на 1 этапе.
1. При изучении темы, насыщенной фактическим событийным материалом можно в начале урока привести противоречивые факты, которые бы одновременно характеризовали бы основную мысль темы. Например, предложить прочитать два фрагмента источника, или использовать данные археологических раскопок.
Для формулирования проблемы используется побуждающий диалог: какие факты мы узнали, ознакомившись с одним источником? Какие факты содержатся в другом источнике? Какой здесь возникает вопрос? Какую проблему нам предстоит решить сегодня?
2. При изучении темы, главным содержанием которой является реконструкция и описание исчезнувших явлений и отношений, сначала задается вопрос о современном состоянии отношений, а затем предлагается изучить источник, который характеризует противоположную ситуацию. А дальше в ходе диалога формулируется проблема.
3. Предложить выполнить заведомо невыполнимое задание при наличии только уже имеющихся знаний, а потом поставить проблему: «Почему мы не можем выполнить задание? Каких знаний нам не хватает? Что нам предстоит узнать сегодня?»
Работа по внедрению проблемного метода должна носить систематический характер. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. Но этот метод сложен тем, что требует дополнительного времени и труда учителя.
© 2024, Маличук Наталья Александровна 65