СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое открытое подгрупповое занятие с детьми старшей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое открытое подгрупповое занятие с детьми старшей группы.

Тема: «В мире звуков».

Цель: формировать фонетико – фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умения дифференцировать на слух речевой материал.

Задачи:

  1. Образовательные.
  • Учить детей в игровой форме классифицировать и обобщать накопленные знания и умения по звуковой культуре речи.
  • Учить детей организованности, собранности, ответственности на пути решения поставленных задач.
  • Учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.
  1. Коррекционные.
  • Развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать умение на слух дифференцировать звуки, различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные.
  • Развивать у детей способность правильно и грамотно программировать свой ответ на поставленный вопрос.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать в детях чувство коллективизма, соревнования, сопереживания за своих товарищей.
  • Воспитывать у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе.

Оборудование: карточки, таблички, плакаты, шары, фишки, колокольчики, призы, барабан, бубен.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Логопед (Л.) – Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю Вас побывать в волшебной стране звуков. Многие живые существа (животные, птицы) издают звуки. Но только люди умеют говорить и наши звуки называются речевыми. Какие звуки речи вы знаете?

Дети (Д.) – Гласные и согласные звуки.

Л. – Правильно!

2. Л. – А какие гласные звуки вы знаете?

Д. – А….О….У….И….Ы….Э.

Л. – Совершенно верно. А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Д. – Красным цветом. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Л. – Гласные звуки живут в этом красном замке (показывает). Они очень любят петь. Голос идёт свободно, ничего не мешает голосу.

3. Дидактическая игра «Узнай гласный звук».

Л. – Давайте с вами поиграем. Я беззвучно буду говорить гласные звуки, а вы догадайтесь, какие гласные звуки выходят из замка погулять. Пожалуйста, поднимите красный фонарик, если узнаете гласные звуки.

Л. – (Мимикой показывает, но не говорит в слух):

И…О…Ы…Э…А…У.

Дети отгадывают гласные звуки, поднимают красные фонарики.

  1. Л. – Ребята, а теперь я вас хочу пригласить в синий и зеленый замок. Там живут твёрдые согласные (показывает замок) и мягкие согласные (показывает другой замок). У твёрдых согласных твёрдый характер и произносятся они твёрдо: «Д…Б…Р…З…». Если мы слышим эти твёрдые согласные звуки, мы обозначаем их…каким цветом….?

Д. – Синим цветом.

Л. - Да, это правильно!

  1. Дидактическая игра «Какая преграда?».

Л. – Когда мы произносим согласные звуки, то обязательно возникает преграда: мешают или зубы, или губы, или язык. Сейчас я буду называть твёрдые согласные звуки, а вы скажите мне пожалуйста: какая преграда стоит на пути звука, что ему мешает?

Л. – Г…П…Р…С…В…

Дети отгадывают предложенное задание.

  1. Дидактическая игра «Какой звук?».

Л. – Перед вами красный и синий фонарики. Сейчас я буду называть звуки, а вы поднимайте красный фонарик, если услышите гласные звуки, и синий фонарик, если услышите согласные звуки.

Л. – А…Д….У…Ы…Н…К…О

Дети слушают и поднимают или красные, или синие фонарики.

  1. Физминутка под весёлую музыку.
  2. Дидактическая игра: «Узнай твёрдые и мягкие согласные».

Л. – А теперь я вас приглашаю в зелёный замок. Там живут мягкие согласные. Так они называются потому, что у них мягкий характер и произносятся они мягко: Л….В….Т….и т.д. Они как мягкая зелёная травка и поэтому обозначаются зелёным цветом. Я сейчас раздам вам зелёные фонарики. Ушки на макушки! Слушаем: если мы услышим твёрдый согласный звук, то поднимем синий фонарик. А если мягкий, то поднимем…

Д. – Зелёный фонарик!

Логопед называет твёрдые и мягкие согласные, а дети поднимают нужный по цвету фонарик.

  1. Дидактическая игра «Волшебные колокольчики».

Л. – Кроме того, согласные звуки в сказочной стране были не только твёрдые и мягкие. Согласные звуки были глухие и звонкие. Глухие согласные не любили шума, голоса и разговаривали глухо: С…П…Т…Звонкие согласные обожали звучать, шуметь так, чтобы их заметили. Они хотели звучать ярко, например: Г…Б…Ж…З. Давайте с вами поиграем в волшебные колокольчики. Если вы услышите звонкий согласный звук – позвоните, пожалуйста, в волшебный колокольчик. Логопед называет ряд согласных звуков, а дети угадывают звонкие согласные и звонят в колокольчик.

  1. Итог занятия.

Л. – Итак, ребята, мы с вами побывали в волшебной стране звуков. Речевые звуки бывают гласные и …

Дети: - Согласные!

Л. – Правильно. Согласные звуки бывают твёрдые и …

Дети: Мягкие!

Л. – Глухими и…

Дети: - Звонкими!.

Л. – Совершенно верно! Вы очень хорошо работали, внимательно слушали и прекрасно отвечали.

Используемая литература.

  1. Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985.
  2. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи», М., 2000.
23.11.2022 13:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП