СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики диагностики учебной мотивации в средних и старших классах 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Шкала академической мотивации (разработана Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда; теоретической основой методики является теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана)

Этот тест школьной мотивации предназначен для измерения выраженности и типа мотивации к учебной деятельности. Её нужно проводить фронтально со всем классом или группами учеников с помощью психолога. Для её проведения раздайте школьникам бланки и предложите прочитать инструкцию.

Методика диагностики мотивации диагностирует семь шкал. Баллы складываются отдельно по шкалам мотивации. Чем больше баллов, тем ярче выражен конкретный тип мотивации.

  1. Познавательная мотивация (вопросы 1, 8, 15, 22). Шкала оценивает стремление узнавать новое, понять изучаемый предмет, сопровождается переживанием интереса и удовольствия в процессе познания.
  2. Мотивация достижения (вопросы 2, 9, 16, 23). Оценивает стремление добиваться максимально высоких результатов, испытывать удовольствие при решении трудных задач.
  3. Мотивация саморазвития (вопросы 3, 10, 17, 24). Измеряет выраженность стремления к развитию своих способностей в учёбе, достижение ощущения мастерства и компетентности.
  4. Мотивация самоуважения (вопросы 4, 11, 18, 25). Оценивает желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счёт достижений в учёбе.
  5. Интроецированная мотивация (вопросы 5, 12, 19, 26). Оценивает побуждение к учёбе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой или другими людьми.
  6. Экстернальная мотивация (вопросы 6, 13, 20, 27). Оценивает, является ли следование требованиям социума основным мотивом к учёбе. Потребность в автономии в такой ситуации максимально фрустрируется.
  7. Амотивация (вопросы 7, 14, 21, 28). Оценивает наличие отсутствие интереса и осмысленности учебной деятельности.

По результатам проведённой диагностики школьной мотивации вы можете составить профиль мотивации каждого ребёнка. Дети, которые набрали наибольшие баллы по 5,6 и 7 шкалам – в группе риска, потому что у них преобладает внешняя мотивация.

Использование в учёбе только внешней мотивации может привести к исчезновению внутренней.

Поэтому важно пробовать развивать внутреннюю мотивацию за счёт:

  • ощущения учеником своей компетентности, ощущения «я могу», которое вслед за собой ведёт заинтересованность;
  • автономии – возможности самому делать выбор, принимать решения;
  • позитивных взаимоотношений с окружающими, когда можно общаться с другими в рамках учебной деятельности.
02.05.2021 16:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП