СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания в региональной системе образования
Методологической основой Концепции является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания в единстве с обучением, а также во взаимодействии всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве московского региона.
Современная теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный, системный, синергетический, компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.
Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования города Москвы являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитание на новый качественный уровень.
Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка.
Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Москвы, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни мегаполиса.
Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических московских и российских ценностей и традиций.
Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
© 2023, Селедкова Татьяна Андреевна 189