СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания на основе универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

3. Сбеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД заключается в следующем:

  • Носят надпредметный, метапредметный характер;
  • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
  • Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда
  • отгадай, о ком говорим
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ.», «опиши устно.», «объясни.» ;
  • оцените позицию других людей;
  • найдите альтернативное решение в спорном вопросе;
  • выступите в роли эксперта;
  • примите участие в дискуссии

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:

  1. Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Например: игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
  2. Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.
  3. Уроки-игры предусматривают формирование у детей коммуникативных компетенций, познавательного интереса, углубления знаний по теме урока. Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке биологии.
Категория: Биология
21.08.2020 21:19


© 2020 1534

Рекомендуем курсы ПК и ПП