СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы в практику учителей активно внедряется метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. В нашей школе проектный метод обучения используется в основном в старших классах. Но я считаю, что уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по русскому языку и литературе. Считаю, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
· личностно ориентирована;
· характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
· позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
· позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
· приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Я считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями. Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения. И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается в 5 классе с таких вот мини-проектов. Учитель уже учит создавать литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать. Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы. Чтобы помочь учащимся овладеть методикой и технологией создания сочинения, предлагаем написать сочинение в процессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу. Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого. С этой целью можно использовать ролевые проекты. При выполнении таких проектов участники принимают на себя определенные роли, предписанные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения. Степень творчества здесь очень высокая, но основным видом деятельности является ролевая-игровая. Ученики, выполняя такие проекты, получают возможность оказаться в роли другого, выразить его мнение. Такие уроки-проекты, хотя и проводятся достаточно редко, становятся настоящим зрелищем, примером может служить конкурс «Лучшее чтение стихотворений о родной природе». Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов, рецензентов, членов жюри.
Любой проект включает следующие этапы: -постановка проблемы, выбор темы проекта, ее обоснование («круглый стол», «мозговая атака»); -выдвижение гипотез, путей решения проблемы, выбор методов, способов оформления конечных результатов; -обсуждение плана работы (распределение ролей); -сбор, систематизация и анализ полученных данных; -подведение итогов, презентация. Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал; – как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе; – что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориетированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.
© 2015, Хуторенко Татьяна Николаевна 1551