СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мозговая атака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОНЯТИЕ «МОЗГОВАЯ АТАКА»

Мозговая атака - это метод, который применяет некоторая группа людей, основанный на быстром создании, объяснении и разработки листа проблем, задач и идей. Это тот случай, когда команда должна активно использовать свое творческое мышление. Помогает увидеть разнообразное количество идей для решения узконаправленной задачи.

Целью мозгового штурма является получение нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Основателем современных методов мозговой атаки считается американский морской офицер Алекс Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды его судно шло в Европу с ценным грузом, но оказалось без надежной охраны и боевого прикрытия. В это время на судно поступила радиограмма о готовящемся нападении немецких подводных лодок. Тогда капитан по тревоге собрал всех на палубе, сообщил о возможном нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения о том, как предотвратить гибель беззащитного судна. Среди многих высказанных идей была идея одного матроса, показавшаяся вначале абсурдной и смешной: в случае торпедного нападения нужно всей команде встать вдоль борта и при приближении торпеды дружно дуть на нее и "отдуть ее в сторону" от борта. В тот раз встреча с подводными лодками не стала роковой, а высказанная матросом "бредовая" идея оказалась весьма плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, талантливый изобретатель Алекс Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил специальный вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим "водометом" в одном из рейсов действительно "отдул" вражескую торпеду от борта судна.

Таким образом, у Алекса Осборна родилась мысль о создании метода коллективного поиска идеи для выхода из экстремальных ситуаций и поиска новых технических решений. После войны он создал школу подготовки изобретателей и разработал метод мозговой атаки — эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но во всех других сферах человеческой деятельности — в экономике, бизнесе, социологии, военном деле, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д.

Мозговую атаку целесообразно использовать при решении любых творческих задач во многих областях техники, при самых различных постановках задач и на любых этапах их решения, разных стадиях разработки и проектирования технических объектов. Важно, что этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

Алекс Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но они дремлют под гнетом установки о "невозможности творить", неспособности правильно сформулировать и оформить идею решения. Он предложил разделить каждую из этих проблем таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов сосредоточилась на изыскании фактов и их анализе, в то время как другая часть творческого коллектива - консультанты и "генераторы" — сосредоточилась на выдвижении одной идеи за другой. Было установлено, что критика и даже боязнь критики являются существенными препятствиями в процессе творческого мышления. Если автор идеи боится критики, он не будет высказывать непроверенную мысль. При этом многие потенциальные хорошие идеи оказываются потерянными. Чтобы устранить препятствие, вызванное боязнью критики, Алекс Осборн предложил разделить во времени процессы генерации идей и их критической оценки и анализа. Более того, он считал более желательным, чтобы эти процессы осуществляли разные люди.

МОЗГАВАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ

Мозговая атака применяется как прием для сбора информации. Чаще всего ее используют, когда необходимо:

1. Собрать воедино все проблемные области.

2. Определить возможные причины возникших проблем.

3. Придумать и собрать воедино все идеи для улучшения ситуации.

4. Определить вспомогательные средства и методы, а также возможные помехи.

ЭТАПЫ

1) Постановка проблемы. В начале перед участниками процесса чётко ставится задача — чего нужно достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить, кто является заказчиком, какой продукт команда в итоге произведет.

2) Генерация идей. На этом этапе все участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы — чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.

3) Оценка и анализ. На этом этапе хаотичные идеи классифицируют, анализируют и оценивают. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Качество экспертного этапа напрямую зависит от строгости и однообразия критериев отбора идей участников. Часто этот этап пропускают и участники просто выбирают понравившийся вариант.

ПРИНЦИПЫ, ПРАВИЛА МОЗГОВОЙ АТАКИ

1. Важно четко указать задачу мозговой атаки.

2. Выдвигать идеи поочередно.

3. В генерации идей участвует вся команда.

4. Важно представлять одну идею за раз.

5. Нельзя критиковать и обсуждать никакие идеи во время первой и второй фазы.

6. Если необходимо, то можно передать очередь выдвижения идеи соседу.

7. Стройте свои идеи на мыслях других.

8. Всегда записывайте идеи.

ВИДЫ МОЗГОВОЙ АТАКИ

1) Брейнрайтинг. Суть заключается в том, что идеи не произносятся вслух, а фиксируются в письменном виде.

2) Мозговая атака на доске. Для этого вида поиска нужного решения нет необходимости собирать группу — к работе над проблемой привлекаются все сотрудники, у которых есть собственное видение ситуации.

3) Мозговой штурм по-японски. Суть этого метода заключается в поисках единого подхода к решению поставленной задачи.

4) Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака. Этот метод предполагает формирование не одной, а сразу двух групп. В первой собирают людей, способных генерировать идеи, а во второй — склонных к анализу и оценке.

ПРИМЕР МОЗГОВОЙ АТАКИ

Данное задание предполагает, что дети знакомы со сказкой «Лиса и журавль».

Вопрос: Что могла сделать Лиса, что бы журавль мог угоститься манной кашей ?

19.12.2022 18:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!