СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современной системе образования одной из первостепенных задач является развитие учащегося. Развитие учащегося в общеобразовательной школе как личности и субъекта деятельности обязательно должно включать в себя:
1) развитие интеллекта;
2) развитие эмоциональной сферы;
3) развитие устойчивости к стрессам;
4) развитие уверенности в себе и приятие себя;
5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других;
6) развитие самостоятельности, автономности.
Каким же образом обучение в музыкальной школе может помочь развитию учащегося?
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, музыка развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное). А также все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную).
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли, усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Может ли музыка помочь ребенку в освоении других наук?
Если обратиться к учебной программе общеобразовательных школ, то невозможно не отметить интеграцию литературы, математики, истории, изобразительного искусства, иностранных языков и др. в музыке.
О связи музыки и математики еще с давних времен задумывались ученые, философы.
Древнегреческий математик-философ Пифагор, живший в VI веке до н. э., был первым, кто изучил и установил связь между музыкой и математикой:
Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».
Именно в музыкальной школе учащийся наиболее часто и близко сталкивается с такими понятиями как ритм, метр, размер. Эти понятия требуют от ученика предельной сосредоточенности и внимания в освоении и выполнении учебного материала. Таким образом, у учащихся развивается логическое мышление, внимательность, быстрота реакции, умение сосредоточиться на выполнении определенной задачи. Часто на одновременном выполнении нескольких разных задач и ритмических рисунков. Например, игра двумя руками.
На первый взгляд музыка и литература далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.
Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее. Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.
Использование музыки на уроках истории необходимо, т.к. она не только вносит эмоциональную разрядку, но и помогает учащимся лучше воспринимать и запоминать учебный материал об исторических событиях, которые были положены в основу музыкальных произведений.
При изучении иностранных языков «музыка считается одним из действенных методов запоминания лингвистического материала, так как предполагает такой вид работы, который вовлекает в работу два полушария мозга, собственно к тому же содействует хранению изучаемого материала и, как указывает опыт, его наиболее быстрому воспроизведению»[1].
«Песни как один из видов речевого общения считаются средством для пополнения, усвоения и укрепления лексического запаса, потому что включают новые слова и выражения. В песнях гораздо лучше усваиваются и запоминаются грамматические конструкции. Они будут сопровождаемыми пояснительными комментариями и заданиями.
Песни содействуют совершенствованию способностей иноязычного произношения. Верное произношение — необходимое условие успешного овладения английским языком»[1].
Музыка с изобразительным искусством в обучении приобретают особую ценность и значимость. Слушая музыкальные произведения, овладевая искусством исполнения, рисуя, занимаясь художественной деятельностью, ребенок учится мыслить, сравнивать и обобщать музыкальные, художественные, жизненные явления. Приобретает способность испытывать «души прекрасные порывы» через эмоциональное восприятие искусства. Тем самым стимулируется развитие его духовного, творческого потенциала.
Итак, обучающиеся игре на музыкальных инструментах дети, показывают значительно лучший результат в решении задач, требующих вовлечения пространственно-временной ориентации, зрительно-моторной координации и знания арифметики. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.
© 2021, Хурматова Альфия Якубовна 77