СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. И.М. Сеченов писал, что человек без памяти остался бы вечно новорожденным. Память - это процесс, состоящий из трех последовательных стадий: запоминание, сохранение и воспроизведение. В реальности есть еще четвертая стадия- узнавание. Не совсем правильно считать, что память- это врожденная способность. Плохая память - это несформированная память, а точнее, несформированная произвольная память. Каждый человек на самом деле запоминает абсолютно все, что видит, слышит или читает ( не дословно, а на уровне смысла), но далеко не все потом могут произвольно воспроизвести. То, что запоминается автоматически (без участия сознания), потом не может быть воспроизведено, осознанно по желанию человека.Тем не менее оно остается в памяти, и человек совершенно неожиданно для самого себя может вспомнить что-то такое, что по его мнению, он давно уже забыл или никогда не помнил. Память и мышление всегда идут рядом.
Приемы развития памяти.
"Снежный ком". В классе выбираются 3 человека. Двое учащихся выходят из класса. Один слушает текст, предложенный учителем, затем пересказывает 2 участнику, который запоминает услышанное и пересказывает 3 участнику. В конце учитель еще раз знакомит с первоначальным текстом. Цель: как можно точнее запомнить и пересказать. Например, по теме: "Дворцовые перевороты" ( история 7 класс) можно предложить такой текст: " Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают период, когда 8 раз при помощи оружия произошла смена правителей. Начало ей положила смерть Петра I и борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II, свергнувшей с помощью гвардии своего мужа Петра III. В исторических исследованиях период второй четверти- середины 18 века определяется историками как эпоха временщиков, период политической нестабильности. Из 37 лет непрерывной смены власти 32 года пришлись на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в середине 18 столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин. В истории Российского государства началась эпоха женщин- императриц."
"Волшебная буква".
Ученикам предлагается за определенное время ( 2- 4 минуты) написать как можно больше, например, географических названий или терминов по истории, начинающихся на определенную букву. Побеждает тот, кто вспомнил большее количество слов. Этот прием тренирует избирательную память.
"Вспомни силуэт".
Данный прием важен при изучении географической карты. У учителя заранее должен быть заготовлен необходимый комплект силуэтов, например, островов, полуостровов, морей, контуры субъектов РФ, государств мира и т.д. Ученик должен узнать географический объект по его силуэту.
" Ответ по опорным словам".
Данный прием наиболее эффективен для слабых учащихся. Опорные слова или ключевые слова ( ТРКМ чЧП) могут быть составлены как учителем, так и самими учениками. Эти опорные слова помогут учащимся составить логичный рассказ по теме. Например, по теме: " Движения земной коры" ( география 5 класс) : вертикальные, горизонтальные, поднятия и опускания, сжатия и растяжения, землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмические пояса, Япония, Китай, Индонезия,Филиппины, Чили,Перу.
" Город- река".
За определенное количество времени назвать города, расположенные на одной реке. Например, назовите города, расположенные на реке Волга от истока к устью. ( геогрфия 8 класс тема: "Внутренние воды".
"Что это?" или "Кто это?".
Суть в том, что учитель называет признаки какой- либо территории или явления, или биографические данные исторической личности. Признаки построены так, чтобы каждый последующий все точнее подводил к ответу. Например,
1. Название этого города сохраняло ореол святости 300 лет- до начала 20 века.
2. Город находится в устье реки Ло.
3. Там живут шейхи в лыжных шапочках.
4. Каждый год там присуждают всего одну Нобелевскую премию.
5. Только в начале 20 века в стране, которой принадлежит этот город, появился король и город стал столицей.
6. Весь народ предлагал воссесть на престол в этом городе Фритьофу Нансену, но он категорически отказался. (Осло).
© 2018, Шишкина Ольга Николаевна 252