СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«О предупреждении ошибок в применении орфографических правил».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«О предупреждении ошибок в применении орфографических правил».

Важнейшим этапом в формировании орфографического навыка является умение применять орфографическое правило к фактам, написание которых регулируется именно данным пра­вилом.Успешное обучение этому предпола­гает знание возникающих в каждом случае ошибок, причин этих ошибок и путей их предупреждения.Неумение школьников действовать по правилу проявляется в том, что они не обнаруживают объекты применения правил — орфограммы; неверно распознают условия выбора тех или иных написаний; при решении вопроса о нужном написании учитывают не все условия, определяющие его выбор.Расссмотрим причины некоторых оши­бок в распознавании условий выбора написаний орфограммы о – е – ё пос­ле шипящих или ц и трудности в усвоении школьниками условий, от ко­торых зависит выбор написания данных орфограмм, а также наметить пу­ти устранения указанных недостатков.

Анализ выполнения школьниками учебных заданий показывает, что од­ной из причин ошибок в распознава­нии условий выбора написаний явля­ется то, что, хотя ученики и называют такие признаки, как часть речи, часть слова и т.д., являющиеся условиями выбора написаний большинства орфограмм – букв, но фактически мыслитель­ных операций, необходимых для распознавания данных условий, они не выполняют.

Из школьной практики известно, что ученики нередко объясняют орфограммы правилом, под которое они не подводятся. Актуализация правила, не соответствующего данной орфограмме, происходит вследствие того, что оно или часто повторяется (из-за большого числа слов, охватываемых данным правилом), или недавно изу­чалось, или хорошо запомнилось (на­пример, из-за простой формулиров­ки), В таких случаях наблюдается не процесс применения правила, а произ­вольное притягивание заученной фор­мулировки к внешне сходным фактам.Анализ ошибок показывает, что ме­ханически может применяться каж­дое из условий выбора написаний анализируемых орфограмм, но чаще всего механически определяется часть слова и часть речи.

Одна из причин указанного недоче­та заключена в подборе тренировочного материала, предлагаемого для работы над данными орфограммами действующими школьными учебника­ми. Анализ этого дидактического материала показывает следующее. Во-первых, смешиваемые написания, пре­дупреждающие неосознанное выпол­нение мыслительных операций по определению условий нормы, вводятся не в полном объеме (т. е. представле­ны не все возможные для той или иной орфограммы случаи смешения); в упражнениях сопоставляются, в ос­новном, смешиваемые написания, за­висящие от различий в морфемах, на­писания же, зависящие от различий в частях речи, при изучении большинства орфограмм вообще не сопостав­ляются. Во-вторых, смешиваемые на­писания вводятся непоследовательно (т. е. не для всех орфограмм). Так, при изучении ё о после шипящих в корне слова нет противопоставления написаний в морфемах, при изучении о е после шипящих в окончаниях прилагательных — в морфемах и ча­стях речи. Учитывая сказанное, мож­но наметить следующие пути устране­ния этого недочета. Чтобы школьники сознательно определяли языковую природу орфограммы, а не просто механически перечисляли заученные ус­ловия действия нормы, необходимо в дидактический материал тренировоч­ных упражнений ввести полный состав смешиваемых написаний, различаю­щихся а) частью слова, включающей орфограмму;

б) частью речи;

в) удар­ностью — безударностью.

Ошибочный перенос правила, связанный с определением части слова, может быть предупрежден сопостав­лением следующих орфограмм:

1) «Ёо после шипящих в корне слова» и «Ое после шипящих в окончаниях и суффиксах существи­тельных и прилагательных: почёт,шёрстка, жёсткий ручонка, большо­го, кружок, ключом, корешок, лужок,камышовый;

2) «Ое после шипящих на конце наречий» и «Ёо после шипящих в корне слова»: жестко, почётно горя­чо, певуче, свежо.

Неверное применение правила, свя­занное с формальным определением части речи, можно предупредить, вво­дя смешиваемые написания, отличаю­щиеся частью речи, сопоставляя орфо­граммы:1) «Ое после шипящих в оконча­ниях существительных и прилагательных» и «Е—ё после шипящих в окон­чаниях глаголов»: свечой, ключом,большого, чужому печёт, течёт, се­чёт, стережёт.

2) «Ё— е после шипящих в суффик­сах причастий» и «О — е в суффиксах существительных и прилагательных»: лишённый, закрепощённый крючок,камышовый, рубашонка, медвежонок, моржовый, парчовый.

При таком подборе дидактического материала предупреждаются ошибки, вызываемые формальным определени­ем языковой природы орфограммы. Для осознанного выполнения мыс­лительных операций по распознаванию существенных признаков орфо­грамм большое значение имеют и формулировки заданий к упражнениям.

Для упражнений, дидактический ма­териал которых включает смешиваемые орфограммы, разумны, напри­мер, такие задания:

Из данных слов с пропущенными буквами выпишите только слова, в которых пропущена орфограмма «Ё — о после шипящих в корне слова». Ее написание объясните. Задание на выбор нужной орфо­граммы позволит ввести в трениро­вочное упражнение слова с внешне сходными, но еще не изученными ор­фограммами (неизученные орфограм­мы вводятся при условии, если зна­ния учеников позволяют определить их грамматическую природу). Напри­мер, при изучении «Ё — о после ши пящих в корне слова» в упражнения можно включить слова с оё после шипящих в других морфемах — в суф­фиксе, в окончании, так как учащиеся на предыдущих уроках изучили все значимые части слова; при работе над орфограммой «Ое в окончаниях существительных после шипящих» целесообразно ввести орфограмму «Е ё в окончаниях глаголов после шипящих», так как учащиеся уже знакомы с глаголами как частью речи и умеют отличать их от существитель­ных.

Очень важен также пропуск в тек­сте смешиваемых орфограмм, так как в противном случае сами буквы бу­дут сигнализировать о разных орфограммах и снимать трудности, связан­ные с нахождением орфограмм среди внешне сходных написаний. При выполнении тренировочных упражнений учитель должен требовать от школьников доказательства пра­вильности своего решения при опре­делении каждого условия действия правила. Например, требовать обосно­вания, почему ученик считает, что ор­фограмма находится в корне, оконча­нии, в существительном, причастии и т. д. Такие доказательства ставят учащихся перед необходимостью вы­полнять все основные умственные операции, из которых складывается рас­познавание того или иного орфографического явления. Использование заданий на выбор орфограммы среди внешне сходных написаний, обоснование школьника­ми правильности определения того или иного условия действия правила, введение в дидактический материал полного состава смешиваемых напи­саний — все это обеспечит сознательное выполнение мыслительных опера­ций по определению языковой природы орфограммы.

Категория: Русский язык
29.09.2019 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП