СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я рабтаю по авторской программе дополнительного образования детей "Краски мира".
Данная программа творческого развития личности ребёнка предлагает овладение образным языком изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и в то же время является экологически ориентированной.
Элементарные знания об окружающем мире и взаимоотношениях в нём выходят на первый план. Основная идея программы заключается в том, что понимание и чувство прекрасного приходит к человеку через понимание красоты и гармонии природы.
Человек – самое совершенное творение природы, так как он наделен способностью разумно мыслить. Из всех живых существ только человеку свойственны эстетические потребности. На протяжении многих веков люди проявляли себя в творчестве, создавая различные образы и стили в искусстве. Но у человечества есть и пороки – стремясь обрести блага цивилизации, люди забывают об истоках, о вечных ценностях, о том что экологическое равновесие необходимо для продолжения жизни на земле.
Одной из целей программы является раскрытие идеи о том, что способности человека диктуют его обязанности по сохранению зеленой планеты. Люди должны быть созидателями и творцами, а не разрушителями. Развивая творческое начало в личности ребенка средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства, данная программа закладывает фундамент становления чуткого человека, с определенной системой ценностей.
Красота природы и красота искусства – вот те составляющие фундамента, на котором построено содержание программы.
Непосредственное восприятие природы и опосредованное этическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус, т.е. понимание красоты и способность наслаждаться ею, а также потребность в таком наслаждении и в универсальном творчестве красоты. Природа давала формы не только для её собственного воспроизведения, но и для художественного воссоздания социального бытия людей. Она тысячами нитей вплелась в творческую деятельность, становясь существенным звеном в духовной жизни всех без исключения народов, населяющих землю.
Экология сегодня тесно переплетается с эстетикой и наоборот. Законы природных уравновешивающих связей и гармонические законы красоты взаимопроникают. Естествознание всё более поднимается до эстетического мировоззрения, а эстетика перекликается с экологическим взглядом на природу. В основе экологии и эстетики природы лежит один и тот же всеобщий принцип естественной гармонии, раскрываемый разными способами.
В программном содержании разные объекты и явления природы в совокупности образуют конкретный творческий ландшафт – естественно-эстетическое целое. Его духовный потенциал огромен, так как любой его элемент не просто обогащает все другие, а эстетически усиливает их. Это определённое по времени года и природным условиям сочетание многих стихий – земли, гор, воды и неба, а также растений и животных, эстетический комплекс естественных факторов в системе оптических превращений (погоды, времени суток и т.д.)
В процессе обучения дети получают основные сведения о жизни, строении, среде обитания растений или животных, о том, какую роль в их жизни имеет внешний вид и цвет – то ли это защитная функция, то ли наоборот, привлечение внимания. В процессе освоения материала к ребёнку приходит осознание, что всё в природе гармонично взаимосвязано и нет ничего случайного, что творения природы совершенны и имеют свою эстетику и что, если исчезает какой-то вид, то это влечёт изменения во всей экосистеме. Всё это рождает чуткость и внимание к явлениям природы.
Красота природы есть первая и самая доступная человеку красота. Эстетический вкус обнаруживает себя рано. Важно своевременно накапливать у детей эстетические впечатления, интенсивно развивать у них чувство цвета, тона, объёма, пропорции, контура, перспективы и всего природного высшего. Но чтобы это произошло необходимо сделать глаза ребёнка восприимчивыми к красоте, ведь далеко не все люди умеют правильно видеть. Ведущую роль в «постановке» глаза играет рисование. Именно изобразительное творчество является практической основой программы.
Общеизвестно, что большинство детей являются страстными рисовальщиками. Тяга к изобразительному творчеству обусловлена возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, образной формой сознания, потребностью выражать свои впечатления об окружающем мире. Ребёнок создаёт особый мир на бумаге, где он – хозяин, распоряжающийся собой и вещами, и это укрепляет его самосознание и ощущение собственных сил. Детский рисунок - это средство общения с окружающими, вступление в социальные отношения. Ребёнку близок и понятен язык изобразительного и декоративного искусства.
Основу практической деятельности программы составляют занятия изобразительной и декоративно-прикладной видами деятельности. Они включают в себя рисование с натуры в аудитории и на пленэре, рисование на темы, декоративное рисование, роспись ткани, аппликация, пэтч-ворк, гобелен.
Причём тематика работ посвящена мотивам природы, таким как пейзаж, натюрморт с цветами и фруктами, анималистика – в изобразительном творчестве, и стилизация биоформ - в декоративно-прикладном искусстве.
Творчество детей само по себе декоративно. Вот почему они с таким интересом и любовью относятся к народному искусству, будь то хохломская роспись или филимоновская игрушка. Детский рисунок и народное искусство имеют общие выразительные особенности, это: плоскостность, схематичность, активное использование цвета, орнаментальность.
Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие и впечатляющие содержатся в цвете. Краски в некоторых детских работах какие-то цветоносные, будто озарённые изнутри. Кажется, что дети, не владея светотенью, не замечая освещение, пытаются заставить свои рисунки светиться. Выразительные возможности цвета как бы компенсируют ребёнку первоначально недостаточное знание законов изобразительной грамоты.
Таким образом, отличительной особенностью данной программы от других, имеющих художественную направленность, является её экологическая ориентированность.
По уровню усвоения программа общекультурная. По целевой установке – предметно-направленная, интегрированная, с использованием личностно-ориентированной технологии, технологии создания художественного образа в процессе творческой деятельности, технологии духовного развития и социального самоопределения.
Так как данная программа реализуется в условиях дополнительного образования, когда состав групп разновозрастной и дети обладают различным уровнем способностей, то широкое применение получает индивидуальный и дифференцированный подходы.
© 2019, Гоцина Марина Михайловна 353