СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, которые сегодня происходят в обществе, коренным образом влияют на задачи школы. Интеллектуальный потенциал современного общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время этот вопрос волнует многих. Ведь одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. У некоторых детей рано обнаруживаются благоприятные предпосылки развития: уже с детских лет может начинаться развитие общих умственных способностей. Индивидуальные различия по возможностям – это различия как по степени их выраженности, так и по их своеобразию. Для каждого человека может быть найдена такая область деятельности, такие ее способы, при которых могут обнаруживаться какие-нибудь положительные стороны его индивидуальных способностей. А это означает, что не бывает ни к чему не способных людей. Помочь раскрыться этим способностям призвана школьная среда. Конечно, каждый человек, имеет свое представление об одаренных детях. Умение выявить одаренных детей – долг каждого учителя. Но у учителя представление о таких детях создается на основе опыта общения с ними, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием. Определить одаренных детей нельзя только на одном каком-то занятии, для этого потребуется много времени и начинать надо уже с первых занятий в первом классе, наблюдая и изучая особенности речи, логическое мышление и память. С первых дней обучения в начальной школе встречаются такие ученики, которых не устраивает работа со школьными учебниками. Работать на уроке им не очень интересно, так как их интересуют вопросы из различных областей знаний, и они сами находят ответы на эти вопросы, читая специальную литературу. Выявив одаренных детей, наблюдаем у них хорошую память, любознательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы создать ему такие условия, при которых ребенок мог бы продвигаться по пути к собственному росту, умел бы мыслить 33 самостоятельно, нестандартно. В работе с такими детьми необходимо использовать различные современные технологии, которые способны развивать способности одаренного ребенка. На этом пути, ребенок может совершенствоваться. Учитель должен помочь ему проявиться, помочь выйти на дорогу поиска в жизни и в науке, чтобы полноценно раскрыть свои таланты. В работе с данной категорией детей необходимо использовать проблемный, исследовательский и частичнопоисковый методы работы. С одаренными детьми необходимо уметь: обогащать, обновлять, расширять программы; стимулировать познавательные способности учащихся; работу вести дифференцированно; анализировать свою деятельность и работу класса. Применять различные формы работы с одаренными детьми: групповые занятия; элективные, профильные курсы; проектная и исследовательская деятельность; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия являются характерной чертой одаренных первоклассников. У них проявляется ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. Высокая степень развития способностей помогает одаренному ребенку разбираться в любой новой задаче, понимать условия, а также находить способы их решения, создавая новые творческие продукты. Практическая реализация всех требований становится возможной при определенной методической системе отличающейся единством типичных свойств, присущих методикам обучения всем предметам. Одной из форм, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады. Подготовка одаренных детей к олимпиадам предполагает: организацию самостоятельной работы школьника, обеспечение ученика необходимой литературой. В организации и проведении олимпиад необходим тщательный отбор заданий, которые носят нестандартный характер и не дублируют пройденный учебный материал, при решении которых необходимо проявлять смекалку. Важно сформировать интерес к обучению, усилить положительную мотивацию. Одаренность – высокий уровень развития способностей ребенка, который устойчиво проявляется на протяжении длительного периода его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией. Ранние проявления умственных способностей также не должны оставлять равнодушными родителей, учителей, общественность – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Требуется найти ключик к его миру, разжечь его и вызвать интерес к происходящему с первого класса и поддержать до окончания начальной школы, да и в последующей жизни. Ребенок должен быть творцом своих идей. Научно-исследовательская деятельность, которой занимаются одаренные дети развивает личность и формирует мотивацию к получению новых знаний. Проектный метод – это метод «обучения через делание» формулирует проблему, помогает собрать нужную информацию, 34 прогнозирует варианты для решения проблемы, формирует «по кирпичикам» новые знания и приобретает новый опыт в учебной деятельности. Проектный метод применяется на различных этапах обучения в работе с материалом различной сложности и его можно применять практически на каждом учебном предмете. Через внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми можно проводить недели и декады по разным предметам, выставки творческих работ учащихся. Индивидуальное развитие творческой личности одаренного ребенка происходит и через внеурочную деятельность в школе, секции, клубе по интересам по социальному запросу родителей и учащихся. Тесное сотрудничество учителя и родителей способствует хорошему результату у обучающихся по формированию устойчивой мотивации к новым знаниям. Выявление и воспитание одаренных и талантливых детей, очень значимый вопрос, но задача учителя сделать так, чтобы любые индивидуальные особенности детей содержали в себе ростки опережающего развития в различных областях знаний и были бы замечены, развиты и использованы в работе учителя с любыми детьми. Сделать одаренного ребенка счастливым – это главное в работе педагога. Делает счастливыми таких детей – это заинтересованность личности обучающегося педагогом и его поддержка, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, удовлетворение от решения трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их решения и мечтать о большом будущем. Педагогическое сообщество и все те, кто принимает участие в воспитании и развитии ребенка, должны создать для одаренного, способного и талантливого счастливое детство.

04.04.2022 15:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП