СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования технологии критического мышления на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над проблемой поиска и широкого использования активных форм, техник и методов стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики -один из путей развития компетентности учащихся. Для решения выше обозначенных задач необходимо отказаться от сложившейся практики построения школьного курса математики, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Таким образом, возникла необходимость в создании модели учебного занятия, направленного на развитие познавательной активности и повышение самостоятельности учащихся на уроках. Знания по математики должны формироваться только на глазах учащихся с их непосредственным посильным участием. Процесс изучения математических понятий построен таким образом, что без знаний основных понятий невозможно усвоение следующих тем. Это требует выделения «стержневой линии». Это ведущие понятия, которые необходимы для усвоения нового материала: ** . Каким образом все это положить в основу запоминания, чтобы эти понятия учащиеся знали отлично и могли применять всегда- это по мнению ученых - технология «Развития критического мышления. Технология РКМ позволяет решать следующие задачи: -развитие образовательной мотивации; повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; -формирование навыков написания математических уравнений; -повышения уровня информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности: -применение ранее изученных знаний в любой ситуации. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Я придерживаюсь к мнению тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем. большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и находить на них ответы. При изучении новой темы урока перед учащимися ставится проблема, а что вы уже знаете из данной области?. А далее в ходе эксперимента, объяснения учителя, самостоятельной работы с учебником учащиеся овладевают новыми понятиями, которые связаны с уже ранее приобретенными знаниями и умениями. А это залог прочного запоминания изученных понятий. А для поддержания интереса к предмету, расширения кругозора знаний, учащимся предлагаются дополнительные задания по данной теме. Это и решение проблемы работы с одаренными учащимися и привитие потребности к самостоятельной работе с учебником, дополнительной литературой, самостоятельное добывание знаний. Технология РКМЧП является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. Таким образом решается главная задача, чтобы, как минимум, дать ученику опыт самоопределения в обучении, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику технику самоопределения, дать возможность увидеть свои потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению. Применение денной технологии направлено на решение актуальных для учащихся задач - развитие личностно - ориентированного обучения, творческого мышления учащихся. Образовательные и воспитательные задачи обучения химии при такой методике решаются комплексно, с учетом уровня подготовки и способностей учащихся. Наибольшего результата удается добиваться на основе открытых образовательных технологий, которые предлагают практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляют ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат. При данном подходе идет «наложение новых знаний и понятий на прочные знания». Учащиеся не критикуют знания, а идет сложный мыслительный процесс: отбор необходимых знаний, перенос их в новую нестандартную ситуацию, установление логических связей, закономерностей. Выявление новых проблем, самостоятельный поиск путей их решения. Данный подход позволяет устранить типичные недостатки в уровне подготовки учеников, а именно: недостаточная глубина и осознанность усвоения знаний; низкий уровень развития навыков самостоятельной работы с книгой. В течение учебного года постоянно в один (или несколько) этапов урока включаются ребусы, шарады, задачи занимательного характера. Все это ученикам нравится, но понятно, что эти приемы используются не только для релаксации, но главное для стимулирования их мыслительной деятельности на протяжении всего урока. Необходимо, чтобы весь класс заставить целенаправленно трудиться, а урок строить так, чтобы слабым и сильным ученикам работа была по душе: задания для учащихся соответствуют различной степени трудности, чтобы создать для каждого ученика ситуацию успеха. Уже с первых минут урока идет работа на достижение результата – получения новых знаний. А также некоторые приемы, позволяющие быстро включать учащихся в работу: «Зашумленная тема». Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Ученикам предлагается прочитать «про себя» или помочь прочитать учителю. Например, можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию. Проверить домашние задания можно приемом «реставрация». Учащиеся получают текст, уравнение с пропуском, недостающими элементами. Необходимо заполнить «пробелы». «Словолов». Учащимся предъявляется набор букв с записанными понятиями по изучаемой теме. Необходимо отыскать эти понятия, показать мелом на доске или выписать отдельно. Например, при изучении темы «Обыкновенные дроби»,«Словолов» выглядит так: ДВТРЖДОКУБЦСИМПУИТРШКТГОДЖТЭШОВУРСЧОМНЙТОЗТПНШГАЦФМПАЕСЧНБЮАМЕТЖДЕСЯЛТИЬМСБТРОДВЛРИЬТМШРАЕМРЧМАИПРСШДЛПВИЧЫТМНЕДЮЛТЬЯМС-СЧНТОЕБЛПМКРВЧАМЦВЗЖИЫЗЛЭКЬВСМВНРОАЛДЯЦЙ (ДРОБЬ У КОТОРОЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ БОЛЬШЕ ЧИСЛИТЕЛЯ - ПРАВИЛЬНАЯ). «Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора, в которых выбор вопроса или объекта осуществляется по жребию. Этот прием применяется почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, в опросе и т.д. Например каждый ученик может выбрать домашнее задание на выбранную оценку «3,4,5». Может выбрать форму контроля: зачет, защита реферата и т.д. Уместно также применение деятельностного подхода. Чтобы знания становились инструментом в практической деятельности нужно на уроках создавать ситуации, требующие осмысления этих знаний. Даже во время лекции учащиеся составляют «свою опору» - не просто слушают, а обрабатывают информацию, выделяют главное, ключевое (для него), фиксируют в тетрадях. Таким образом, работает со знанием, преобразует его в другую форму. А принцип обратной связи позволяет регулярно контролировать процесс обучения с помощью определенной системы приемов. Учитель отслеживает на уроке выполнение домашнего задания, понимание и усвоение нового материала, овладение умениями и навыками, включенность ученика в процесс обучения, его настроение и т.д. Существуют приемы, позволяющие это сделать быстро и эффективно. На каждом уроке с помощью нескольких приемов: случайность; лови ошибку; блиц - контрольная, проверяются уровень сформированности практических умений. Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". Но все же главным в ходе изучения нового материала является принцип деятельности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, предыдущий опыт, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим микроколлективом, когда они сами обучают друг друга, чувствуют свою успешность и сами стремятся ее подкрепить. Этот принцип легко реализуется в уроках с коллективным способом обучения, где каждый ученик одновременно выполняет и роль учителя, и роль ученика. . Цель первой стадии – вызова - осуществление активизации ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы. Ученики воображают, создают свое видение изучаемого объекта или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывать их. Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данного этапа заключается в том, что актуализируется опыт учащихся, во внимание принимается мнение каждого ученика. Обычно на первую стадию отводится 5-7 минут, но даже за столь короткое время можно применить различные приемы, которые разнообразят технологию. «Свободное письмо». Например, при изучении темы «Составление формул *по валентности» три минуты не останавливаясь, учащиеся пишут все, что приходит в голову. Потом совещаются 1-2 минуты друг с другом или группой, фиксируют идеи, выделяют предположения, в которых не совсем уверены. «Перепутанные логические цепи». На доске или карточках записано 5-6 понятий( уравнения, условия протекания, продукты реакции, и др.**). Группам предлагается восстановить порядок, объяснить его. Учащиеся не критикуют ответы, а на основе ранее приобретенных знаний анализируют и отбирают нужные понятия, термины и делают выводы. «Ключевые термины». От 5 до 10 (в зависимости от степени сложности материала) терминов записаны на доске, предлагается их обсудить в группах или парах и дать определение, предположить, как они будут употребляться в контексте темы. «Белые пятна». Например, в теме «Общие свойства металлов»** учащимся предлагается дать ответы на «белые пятна»: общие химические свойства, способы получения, закономерности изменения свойств и т.д. «Паучок» (кластер). Предлагается составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее. «Таблица». С этой таблицей ученики работают не только на разных стадиях одного урока, но и на протяжении ряда других уроков. Учащиеся работают с таблицей, которая заполняется в ходе работы на уроке, дома. Работа условно разделена на три этапа: Подготовительный этап к восприятию материала. Из ранее изученного материала отбираются необходимые понятия, которые вносятся в графу «Что мы знаем?». Второй этап: - работа с учебником, проведение эксперимента, собственные выводы. Это оформляется в графе «Можем узнать?» Далее в ходе подведения итога урока создаются проблемные ситуации. Ответы учащимся предлагается найти дома и внести их в графу «Можем узнать?». Это очень важно и дает возможность дифференцированного подхода: сильному ученику в соответствии с его уровнем обученности, предлагается сообщение или реферат, работа в библиотеке; слабому – материал учебника. А чтобы оценить успех каждого ученика, мною разработан «Лист учета знаний учащихся», который позволяет оценить успех каждого ученика. (Приложение). Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая лекцию. Например, **на лекции по теме «Природные источники углеводородов. Переработка» ученикам в парах дается задание: первому найти положительные моменты обозначенной проблемы; второму ученику – отрицательные моменты- нарушение экологического равновесия. Обдумав вопрос, они обговаривают его друг с другом, советуются, вырабатывают единое мнение и после этого оформляют его в виде записи на доске. По ходу лекции эти ученики работают с записями на доске, вычеркивая ненужное, корректируя ошибочное. Вызов успешно проходит по «цепочке» Парная мозговая атака. 1.Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). 2.Работа с ключевыми терминами. 3.Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 4.Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 5.Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). 6.Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Вторая стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: маркировка текста, заполнение таблицы. Так, слушая лекцию учителя, ученики, работая с текстом, заполняют колонку – «Узнал новое». Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста. В рамках данной технологии работа с учебником, проведение эксперимента, представляется как нахождение ответов на «белые пятна». «Взаимоопрос». Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. «Взаимообучение». В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:  Суммируют содержание абзаца;  Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;  Разъясняют, что непонятно;  Дают задания для чтения следующего абзаца. Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников. «Двойной дневник». На данном этапе ученики могут увязать содержание текста со своим опытом. Учитель дает ученику цитату для прочтения и осмысления, после чего ставятся вопросы: - какое впечатление произвела эта информация? - Какие ассоциации из собственной жизни вызвала полученная информация (положительные или отрицательные)? Данный прием носит дифференцированный характер – каждому ученику предлагается разное количество цитат. Третья стадия – рефлексия. На данной стадии ученики возвращаются к поставленной цели, делают вывод, выделяют новую и важную информацию, задают вопросы. Здесь же происходит возврат к «паучкам» (кластерам): ученики восстанавливают логику изучения темы, отказываются от ошибочных суждений, соотносят понятия. Также на этом этапе ученики возвращаются к перепутанным логическим цепочкам и выстраивают их должным образом в соответствии с полученными знаниями. После этого, если это сильный взвод, учащимся предлагается работа по карточкам с цитатами. Цитаты подобраны по принципу тезис – антитезис. Каждый высказывает свою точку зрения и защищает ее. Данная стадия, как завершающая урок это возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало), возврат к ключевым словам, возврат к перевернутым логическим цепочкам. А это успешный прием выделения главного, установления логических цепочек с ранее изученным материалом. А заканчивается урок пятиминутным ЭССЕ на тему «Что нового я узнал». Кроме этих приемов, успех имеют также дополнительные приемы: -Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ). - Графическая организация материала (Концептуальная таблица). - Кубик. Грани -Дай описание. • Сравни с чем-нибудь. • Проассоциируй (на что похоже). • Проанализируй (из чего состоит). • Примени это. • Приведи примеры. -Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам: 1 строка - одно существительное, 2-ая - два прилагательных, 3-я - три глагола, 4-ая - крылатая фраза, 5-ая - одно существительное, которое выражает суть. Таким образом, три стадии технологии критического мышления (содержание, которых можно варьировать) представляют собой законченный процесс, позволяющий получить достаточно высокие результаты. Технология РКМ носит открытый и диалогический характер, что позволяет учащимся усваивать материал на уроке, без дополнительной домашней отработки. А домашние задания ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся. Идеально вообще не задавать домашних работ, но уж если нельзя не задавать домашнего задания, то нужно сделать его привлекательным, чтобы ученик не боялся плохой оценки, и выполнял работу потому, что ему интересно. Если сделал домашнюю работу, молодец! Сделал правильно – получи хорошую дополнительную оценку, сделал не правильно – нужно выявить возникновение затруднения. Главное, чтобы ученик хотел работать. Но одним моральным стимулированием не обойтись. Поэтому возможны следующие приемы: 1. Идеальное задание. Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое. 2. Три уровня домашнего задания. Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях: - на оценку «3» - обязательный минимум; - на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи; - на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др. (Приложение). 3. Супер – контрольная. Тест контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На этой контрольной ученик получает три оценки – за придуманные задания, ответы и выполнение новых заданий. Выставляется средняя оценка. Опрос – итог. В конце урока учеником задаются вопросы, побуждающие к рефлексии: - Что на уроке было главным? - Что было интересным? - Что нового сегодня узнали? Или закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что… Я чувствую, что стал лучше…
31.03.2017 17:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП