СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологии включена в последние полтора десятилетия. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического или экзогенного (внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга) происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миров и прежде всего – с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации.
И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальную одаренность в различных областях.
У детей с РАС речь, обычно, не направлена на собеседника, в периоде речи отсутствует жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разное – от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, бессвязность, неспособность к диалогу.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника. Такая работа должна осуществляться поэтапно.
Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов. Направленная деятельность ребенка планируется с учетом психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляции с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи
между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений и также их словесными определениями.
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, а постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве.
Дети с аутистическим спектром нарушения с трудом переходят от одного вида движения к другому. Им трудно воспроизвести недавно усвоенные знания, особенно знания из долговременной памяти по требованию.
Следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращениями внимания на тональность.
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Перед, педагогом, логопедом, которые консультируют или постоянно курируют семью с аутичным ребенком, всегда встает вопрос о его обучаемости, о возможности подготовить такого ребенка к школе. Любой даже глубоко аутичной неговорящий ребенок в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, для личностного развития.
Формирование «учебного поведения» аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, а также развитию его способности к контакту и освоению им навыков социального взаимодействия.
Итак, если педагог установил эмоциональный контакт с ребенком, если появились эмоционально насыщенные формы контакта с нем в игре, рисовании, чтении, если эти усилия педагога поддерживают родители, проводя необходимые занятия, то можно приступать к развитию навыков взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации. Для этого, прежде всего необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте или отдельной комнате в специально отведенное время. Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребенка учебного стереотипа. Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где играет, есть специальный стол, за которым не играют, а занимаются, или что есть игровая комната – для игры, учебная комната – для занятий.
Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. На самом столе должны быть только те предметы, которые нужны для конкретного занятия. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. Позже это может стать обязанностью самого ребенка, у него появятся отдельные коробки, где хранятся материалы для разных занятий, которые он последовательно достает, работает с ними, а затем убирает.
Он также должен знать то время, которое посвящается занятиям, при этом обычно четко усваивая последовательность, которую ему предлагает взрослый, например, «Занятие – еда – игра» и др.
Само занятие на первых порах может быть продолжением игры.
Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока что совсем не предъявляются, так как преследуем следующие цели:
- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Если мы сразу же начнем задавать вопросы и требовать организованных произвольных действий, то скорее всего сформируем стойкий негативизм в отношении обучения;
- зафиксировать, отметить время и место занятий, что служит основой стереотипа учебного поведения;
- постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия.
Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел себя как «хороший умный ученик». Этим мы добиваемся постепенно усвоения ребенком роли ученика, школьника.
Что касается содержательной стороны занятия, то начинаем мы, с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. всегда исходно ориентируемся на его интересы и пристрастия.
Для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком мы, так же как и в игре, специально комментируем действия ребенка.
Сюжетное развитие мы используем также в рисовании, аппликации. С ребенком, у которого нет особого пристрастия к буквам, цифрам, удобнее, таким образом, начать обучение с тех занятий, которые он уже начал осваивать в игре: с рисования, лепки, конструирование.
На начальной стадии пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Напротив, если ему понравилось какое-то занятие, то на следующий урок надо начинать с привычного занятия, внося в него разнообразие с помощью новых деталей.
В дальнейшем стоит давать ребенку задания всегда в определенной последовательности, к которой он привыкнет, например, сначала рисуем, потом подписываем все на рисунке, потом гимнастика для пальчиков и напоследок – счет.
Данные формы занятий, изложенные выше, актуальны по отношению к детям с любым вариантом аутизма.
Ребенку необходимо всестороннее развитие; ему нужно развитие мелкой моторики и да всего физического состояния; развитие внимания, восприятия, памяти.
Окружающие люди такого ребенка могут помочь ему жить среди людей, только к этому нужно приложить усилие и иметь терпение.
Аутизм у детей в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.
Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:
- Часто повторение одной и той же фразы;
- Не поддерживает беседу;
- Ребенок не разговаривает;
- Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
- Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
- У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
- Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.
Все без исключения аутичные дети могут учиться и развиваться, если им оказывать помощь и поддержку. Степень нарушения обучения у таких детей может быть разной: одни способны осваивать учебный материал самостоятельно, хотя и не без специальной подготовки, другим нужно, чтобы кто-нибудь все время находился рядом - родители, педагог-психолог, тьютор.
Наиболее приемлемым для аутичных детей является школьное обучение, однако оно должно быть правильно организовано. И не следует жалеть на это времени и сил, ведь такие дети, как никто другой, нуждаются в социализации и общении.
Занятия для детей должны быть организованы таким образом, чтобы они помогали им приобрести необходимые навыки общения и адаптироваться в обществе. Как можно чаще побуждайте детей к общению друг с другом, так они смогут научиться правильному поведению в обществе. Занятия должны также помогать детям, определять эмоции других детей, а также свои эмоции. В процессе обучения можно использовать короткие истории, описывающие определенные ситуации и обучающие детей поведению в определенных ситуациях. Такие занятия должны быть правильно организованы учителем, так как дети часто сталкиваются с основными трудностями, связанными с навыками общения и поведением в обществе. В процессе обучения учитель должен использовать как можно больше картинок и наглядных пособий, так как они значительно ускоряют процесс обучения детей. Разработка плана занятий. План занятий должен быть ориентирован на обучение детей жизненно необходимым навыкам, которые помогут им стать независимыми людьми. Именно поэтому при работе с ребенком учитель должен быть предельно внимательным.
Аутичные дети известны своими поведенческими проблемами - истериками, которые проявляются в виде приступов агрессии, самоагрессии, негативизма или углубления аутизма. Истерики запускаются реакцией «бежать или сражаться».
Первая стадия - предвестники приступа.
На этой стадии происходят специфические изменения в поведении ребенка, которые могут казаться малозначительными. Крайне необходимо, чтобы взрослый вмешался в ситуацию до наступления эскалации.
Возможные симптомы предвестников приступа: грызение ногтей, напряжение мускулов; заикание или затрудненная речь; появление трудностей с ответами на простые вопросы.
Что делать: увести ребенка в спокойное место, где он чувствует себя комфортно, отвлечь и занять его чем-то успокаивающим или интересным. Это поможет ему восстановить контроль над собой при минимальной поддержке со стороны взрослых.
Вторая стадия - ярость.
Эта стадия возникает, если ситуация не разрешилась на стадии предвестников приступа. Ребенок растормаживается и действует импульсивно, эмоционально и иногда взрывным образом. Такое поведение может выражаться вовне (плач, удары, пинки, щипки, ломание вещей).
Что делать: в первую очередь нужно обеспечить безопасность ребенка, его сверстников и взрослых, а также постараться защитить школьное, домашнее или личное имущество. В случае необходимости можно прибегнуть к физическому удерживанию.
Третья стадия - восстановление.
После срыва ребенок часто не способен, как следует, вспомнить, что с ним происходило. Некоторые дети становятся угрюмыми, замыкаются в себе.
Что делать: на стадии восстановления ребенок, как правило, не готов продолжать учиться, поэтому учителю необходимо помочь ему вернуться в нормальное состояние. Для этого ребенка можно замотивировать задачей, которую легко выполнить.
Аутичные дети часто нуждаются в дополнительном времени, которое им требуется на выполнение учебного задания, сбор материала и ориентирование при переключении с одного занятия на другое. Необходимо давать им это время или менять требования так, чтобы они могли все успеть сделать. Ни в коем случае нельзя торопить аутичного ребенка - для него это стресс, который может спровоцировать «отключение» или срыв.
В течение урока ребенку избежание пресыщения или утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Можно разрешить ему ненадолго включить плейер с той или иной музыкой либо текстом или позволить выйти из класса. Для таких случаев в школе должно быть специальное тихое место.
В процессе обучения ребенка педагогу следует дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка (завершение уже начатого
действия, дополнение недостающей детали, сортировка по образцу и т. п.). Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно.
Программа обучения аутичного ребенка должна быть индивидуальной и строиться на основе его избирательных интересов, способностей и дарований. Для всех аутичных детей большое значение имеет освоение навыков чтения, письма и счета, поскольку для них это новые инструменты коммуникации, новые каналы получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится этими достижениями и переживает, если у него возникают трудности.
Расширение знаний аутичных детей об окружающем мире и других людях происходит в ходе изучения предметов гуманитарного и естественного направлений. Развитию эмоциональности и социализации, пониманию себя и других способствует литература.
Физкультура очень важна для аутичных детей из-за их патологи напряжения, трудностей моторной организации и чрезмерной активности. Однако ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме.
Специалисты отмечают, что аутичные дети способны усвоить школьную программу, хотя бы формально. Но главное для них - это так называемое обучение жизни: одеться, помыться, приготовить поесть, пойти куда-нибудь самостоятельно, провести досуг или завести друзей. Основная
работа в этом направлении осуществляется дома родителями, но школа тоже должна принимать в ней участие. Моменты школьного дня, когда ребенок раздевается и одевается, приходя в школу и уходя из нее, переодевается на физкультуру, завтракает в столовой, должны рассматриваться как ситуация обучения.
С аутичными детьми всегда нужно быть щедрым на похвалу, быть конкретным, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят.
© 2024, Тупикина Марина Валериевна 70