СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От патриотизма к профессионализму

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт использования "метода проектов" в воспитательной работе Новочеркасского технологического техникума-интерната с целью формирования общих компетенций, необходимых для патриотического воспитания студентов.

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли патриотического воспитания в жизни каждого человека, о нравственной составляющей этого воспитания.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности студента, как будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина - патриота.

Именно поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Такие качества формируются посредством нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Моральный облик человека формируется, главным образом, в нравственном обществе, здоровой социальной среде.

Для воспитания патриотизма решающее значение имеют патриотические общественно полезные дела. В первую очередь, добросовестное выполнение студентами своего личного и общественного долга – учебы. Кроме того, необходимо усиливать патриотическую направленность в творческой деятельности студентов, подбирая соответствующие стихотворения, песни, музыкальные произведения. Для воспитания оптимизма, жизнерадостности, развития художественных интересов и способностей важна досуговая деятельность студентов, творческие вечера, смотры-конкурсы.

С этой целью в техникуме ежегодно проводятся мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне, способствующие воспитанию патриотизма, чувства гражданственности у молодого поколения: встречи с ветеранами боевых действий, оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, проведение уроков мужества, конкурсов, тематические педагогические часы, викторины. Мероприятия способствуют формированию ценностно-смысловых ориентаций студентов:

- осознанию личной ответственности за свое будущее и будущее своей страны;

- осмысление понятий: Отечество, честь, долг, ответственность, патриотизм, гражданственность.

2015 год - это год 70-летия Великой Победы, поэтому ежегодное мероприятие в программе техникума "Фабрика Звезд" в этом году было приурочено к юбилейной дате.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет. Эти слова произносятся довольно часто, но это на самом деле так: история всего человечества, всего мира могла бы стать поистине трагической, если бы не мужество и самоотверженность всего советского народа, победившего фашизм.

Выбирая номер для выступления на "Фабрике Звезд", социальный педагог организовала просмотр фильма " А зори здесь тихие." с субтитрами, т.к. треть студентов группы - слабослышащие.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие" - рукотворный памятник русскому народу, который победил в Великой Отечественной войне. Несомненно, что свой художественный материал автор черпает из жизни, из личных воспоминаний. Это личные воспоминания являются источником вдохновения для создания шикарного произведения, которое всегда будет востребовано. Это рассказ об эмоциональной и повседневной жизни на войне, о тяжелой и трудной работе, которую нужно выполнить любой ценой, о непобедимости русского оружия, если даже молодые девушки способны оказывать упорное и ожесточенное сопротивление немецкой армии.

Студенты, которые немногим моложе героинь фильма, особо близко восприняли рассказ об их судьбах. Настолько большим было впечатление, что ребятам искренне захотелось поделиться своими эмоциями с окружающими:

- Под командованием старшины Васкова пять девушек-зенитчиц в мае 1942 года на отдаленном разъезде противостоят особому отряду фашистских десантников-диверсантов. Юные девчата в солдатских гимнастерках вступают в схватку с самой смертью… Надежды и мечты девушек, воспоминания о далеких любимых сгорают в беспощадном пламени войны, которое испепеляет и их самих – юных, отчаянных, нежных.

- Очень ярко показаны в фильме события тех лихих дней, когда люди думали не о себе, а о Родине. Автор как бы, между делом, описывает и жизнь героев до войны, их мечты, яркие воспоминания. Очень хорошо обрисована и внешность героев, которая даже подходит под описания характеров действующих лиц произведения. Немало и описаний природы, завораживающей своей красотой. Главные героини - пять девушек, не могут не полюбиться зрителю. Все они очень разные, но одинаковые в своем стремлении - прогнать врагов с родной земли. Каждая из них хотела жить, любить, иметь детей - но судьба распорядилась иначе: все они погибли. Вечная память этим молоденьким девочкам!

- В названии фильма "про зори" заложен определенный смысл, который неслучайно отмечен в финале: "А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы.". Тихие они - потому что отвоевали эту тишину, защитили, смогли и выдержали. А чистые - как души всех молодых людей, не успевших всласть пожить, полюбить, порадоваться. Автору Борису Львовичу - светлая память и моё искреннее спасибо за все эмоции и слезы благодарного зрителя.

Каким же образом можно передать свое впечатление окружающим? Студенты захотели поделиться своими эмоциями, вжившись в роли полюбившихся героинь. Решение было найдено - сценическая постановка. Было нелегко создать настроение, общую картину: студенты усердно учили тексты и роли, вкладывая в это занятие свою душу и впечатления от самого материала. В процессе родилась идея: своими руками создать сценический образ. Ребята принялись за пошив костюмов и оформление декораций. Когда работа была дополнена видеорядом, отразившим настроение, и музыкальным оформлением, создалась целостная картина, что позволило зрителям во время выступления перенестись в тот год, в тот лес, к тем героям.

Создание сценического костюма сыграло особую роль для студентов, так как они учатся на специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий". Ведь для того, чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реаль­ной жизни, знакомая и значимая для него, для решения кото­рой ему придется применить уже полученные знания и умения, а также и новые.

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоя­тельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагоги­ческом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основопо­ложников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профес­сор педагогики учительского колледжа при Колумбийском универси­тете Уильям Херд Килпатрик.

В основе "метода проектов" лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. При подготовке к "Фабрике Звезд", студенты группы работали в тесном сотрудничестве с мастером производственного обучения по профессии, которую они получают. Преподаватели и учащиеся пришли к идее создания совместного проекта, в котором социальный педагог отвечает за содержательную составляющую проекта, студенты группы под руководством мастера - за поиск и обработку информации по подбору и пошиву костюмов, и все вместе - готовят оформление результатов работы на должном уровне.

В результате создания проекта, подготовки и реализации мероприятия студенты получили замечательную возможность приобрести ценный практический опыт и еще раз обратить внимание на значимые страницы истории нашей страны.

В статье представлен опыт использования "метода проектов" в воспитательной работе Новочеркасского технологического техникума-интерната с целью формирования общих компетенций, необходимых для патриотического воспитания студентов.

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли патриотического воспитания в жизни каждого человека, о нравственной составляющей этого воспитания.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности студента, как будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина - патриота.

Именно поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Такие качества формируются посредством нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Моральный облик человека формируется, главным образом, в нравственном обществе, здоровой социальной среде.

Для воспитания патриотизма решающее значение имеют патриотические общественно полезные дела. В первую очередь, добросовестное выполнение студентами своего личного и общественного долга – учебы. Кроме того, необходимо усиливать патриотическую направленность в творческой деятельности студентов, подбирая соответствующие стихотворения, песни, музыкальные произведения. Для воспитания оптимизма, жизнерадостности, развития художественных интересов и способностей важна досуговая деятельность студентов, творческие вечера, смотры-конкурсы.

С этой целью в техникуме ежегодно проводятся мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне, способствующие воспитанию патриотизма, чувства гражданственности у молодого поколения: встречи с ветеранами боевых действий, оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, проведение уроков мужества, конкурсов, тематические педагогические часы, викторины. Мероприятия способствуют формированию ценностно-смысловых ориентаций студентов:

- осознанию личной ответственности за свое будущее и будущее своей страны;

- осмысление понятий: Отечество, честь, долг, ответственность, патриотизм, гражданственность.

2015 год - это год 70-летия Великой Победы, поэтому ежегодное мероприятие в программе техникума "Фабрика Звезд" в этом году было приурочено к юбилейной дате.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет. Эти слова произносятся довольно часто, но это на самом деле так: история всего человечества, всего мира могла бы стать поистине трагической, если бы не мужество и самоотверженность всего советского народа, победившего фашизм.

Выбирая номер для выступления на "Фабрике Звезд", социальный педагог организовала просмотр фильма " А зори здесь тихие." с субтитрами, т.к. треть студентов группы - слабослышащие.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие" - рукотворный памятник русскому народу, который победил в Великой Отечественной войне. Несомненно, что свой художественный материал автор черпает из жизни, из личных воспоминаний. Это личные воспоминания являются источником вдохновения для создания шикарного произведения, которое всегда будет востребовано. Это рассказ об эмоциональной и повседневной жизни на войне, о тяжелой и трудной работе, которую нужно выполнить любой ценой, о непобедимости русского оружия, если даже молодые девушки способны оказывать упорное и ожесточенное сопротивление немецкой армии.

Студенты, которые немногим моложе героинь фильма, особо близко восприняли рассказ об их судьбах. Настолько большим было впечатление, что ребятам искренне захотелось поделиться своими эмоциями с окружающими:

- Под командованием старшины Васкова пять девушек-зенитчиц в мае 1942 года на отдаленном разъезде противостоят особому отряду фашистских десантников-диверсантов. Юные девчата в солдатских гимнастерках вступают в схватку с самой смертью… Надежды и мечты девушек, воспоминания о далеких любимых сгорают в беспощадном пламени войны, которое испепеляет и их самих – юных, отчаянных, нежных.

- Очень ярко показаны в фильме события тех лихих дней, когда люди думали не о себе, а о Родине. Автор как бы, между делом, описывает и жизнь героев до войны, их мечты, яркие воспоминания. Очень хорошо обрисована и внешность героев, которая даже подходит под описания характеров действующих лиц произведения. Немало и описаний природы, завораживающей своей красотой. Главные героини - пять девушек, не могут не полюбиться зрителю. Все они очень разные, но одинаковые в своем стремлении - прогнать врагов с родной земли. Каждая из них хотела жить, любить, иметь детей - но судьба распорядилась иначе: все они погибли. Вечная память этим молоденьким девочкам!

- В названии фильма "про зори" заложен определенный смысл, который неслучайно отмечен в финале: "А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы.". Тихие они - потому что отвоевали эту тишину, защитили, смогли и выдержали. А чистые - как души всех молодых людей, не успевших всласть пожить, полюбить, порадоваться. Автору Борису Львовичу - светлая память и моё искреннее спасибо за все эмоции и слезы благодарного зрителя.

Каким же образом можно передать свое впечатление окружающим? Студенты захотели поделиться своими эмоциями, вжившись в роли полюбившихся героинь. Решение было найдено - сценическая постановка. Было нелегко создать настроение, общую картину: студенты усердно учили тексты и роли, вкладывая в это занятие свою душу и впечатления от самого материала. В процессе родилась идея: своими руками создать сценический образ. Ребята принялись за пошив костюмов и оформление декораций. Когда работа была дополнена видеорядом, отразившим настроение, и музыкальным оформлением, создалась целостная картина, что позволило зрителям во время выступления перенестись в тот год, в тот лес, к тем героям.

Создание сценического костюма сыграло особую роль для студентов, так как они учатся на специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий". Ведь для того, чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реаль­ной жизни, знакомая и значимая для него, для решения кото­рой ему придется применить уже полученные знания и умения, а также и новые.

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоя­тельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагоги­ческом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основопо­ложников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профес­сор педагогики учительского колледжа при Колумбийском универси­тете Уильям Херд Килпатрик.

В основе "метода проектов" лежит развитие познавательных навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. При подготовке к "Фабрике Звезд", студенты группы работали в тесном сотрудничестве с мастером производственного обучения по профессии, которую они получают. Преподаватели и учащиеся пришли к идее создания совместного проекта, в котором социальный педагог отвечает за содержательную составляющую проекта, студенты группы под руководством мастера - за поиск и обработку информации по подбору и пошиву костюмов, и все вместе - готовят оформление результатов работы на должном уровне.

В результате создания проекта, подготовки и реализации мероприятия студенты получили замечательную возможность приобрести ценный практический опыт и еще раз обратить внимание на значимые страницы истории нашей страны.

12.03.2019 15:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП