СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача становится перед учителем, который должен такую деятельность учащихся организовать. Большую помощь в повышении эффективности образования оказывает компьютер. Тема самообразования, по которой я работаю: «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучения предмета» В своей педагогической практике, наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Использование данных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся и качество знаний. Считаю, что использование ИКТ позволяет разрешить противоречие между трудностями усвоения учебного материала, недостаточным количеством времени, отведенным на изучение предмета и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта. К тому же особенностью преподавания биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока. Цель: выявление влияния информационно коммуникативных технологий (ИКТ) на учебную мотивацию учащихся. Исходя из цели, я определила следующие задачи: 1. определить преимущества мультимедийных технологий по сравнению с традиционными; 2. изучить различные методические приемы использования мультимедийных технологий на уроках биологии; 3. рассмотреть структуру мультимедийного урока.
В начале работы по данной теме я использовала компьютер на уроках фрагментарно, пользуясь готовыми электронными ресурсами и презентациями. Затем сама научилась создавать презентации к урокам. После этого начала использовать электронные ресурсы по биологии, но систематического и осознанного использования добилась позже, когда начала ориентироваться во всем этом многообразии и научилась отбирать необходимые ресурсы для каждого этапа урока. В настоящее время я провожу уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе. Компьютер применяю на все этапах урока. Компьютер - это необходимый универсальный инструмент школы 21 века, но ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. Многие согласятся, что педагог, работающий по старинке, используя доску и мел, традиционные модели и таблицы, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера. В наше время использование компьютера на уроках возможно и доступно, так как учащиеся, начиная с младшего школьного возраста уже знакомы с основными принципами работы с ним. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Одним из достоинств ИКТ технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того, компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. На этапе объяснения нового материала я использую: 1. Цветные рисунки и фото. Они позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни, способствуют лучшему усвоению материала. 2. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. 3. Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на уроке. При просмотре фрагментов останавливаю кадр и прошу учеников, проделав мыслительный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса (условное название «А что дальше?») или прошу объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так (условное название «Почему?»). Все эти приемы формируют познавательный интерес к предмету изучения, акцентируют внимание учеников на изучаемом материале и создают проблемную ситуацию на уроке. 4. При объяснении нового материала эффективно использование анимации. Они психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. 5. Помимо готовых электронных ресурсов на этапе объяснения нового материала использую мультимедийные презентации, которые созданы мной. Для снятия напряжения на уроке я провожу физкультминутки, при проведении которых мне так же помогает компьютер. На этапе закрепления полученных знаний я предлагаю учащимся ряд индивидуальных или групповых заданий и задач разного типа. Среди них могут быть: 1. Заданиями с выбором ответа, тренажеры 2. Интерактивные задания, которые могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. 3. На этапе контроля знаний использование компьютерных программ решает ряд задач: • повышает объективность оценки ответов; • позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; • сокращает время проверки знаний учащихся. В своей работе для создания пособий я, наряду с другими программами, использую широко известную программу Power Point. Она проста в применении, позволяет создавать разнообразные интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники и словари и даже целые образовательные модули. Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками «визуалами». Ведь по статистике только 5 % учащихся – аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при ответах на вопросы или решении задачи просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Кроме того, иллюстрации, используемые для создания пособия, прекрасно дополняют рисунки учебника, что повышает наглядность урока, делает пособие незаменимым, при объяснении нового материла, помогает понять сложный материал в случае самостоятельного его изучения ребенком. Педагог может создать ресурс специально для урока обобщения и систематизации знаний учащихся, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов биологии, для создания целостной картины. Учитель при этом может компактно собрать большой материал многих параграфов в одном пособии. Педагог может создавать многофункциональное пластичное пособие, которое может быть использовано как для фронтальной работы класса при наличии одного компьютера в классе, так и для индивидуальной работы каждого ученика с этим же пособием. Самостоятельная работа ученика с такими пособиями повышает активность учащихся, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель может довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность. Что опять же важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям. Использование компьютера в своей профессиональной деятельности позволило мне повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках, а так же качество знаний по предмету. Своей работой в этом направлении делюсь с коллегами на семинарах, МО учителей химии и биологии, практических занятиях.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература и информация из интернет-ресурсов по данной теме. С целью повышения квалификации я регулярно проходила курсы повышения квалификации и участвовала в различных семинарах. В 2018 учебном году участвовала в вебинарах известных издательств, прошла несколько дистанционных курсов повышения квалификации. Также с учащимися школы принимали участие в международных и всероссийских дистанционных олимпиадах и занимали призовые места. Значительно увеличилась доля уроков с использованием ИКТ. Регулярно в своей работе использую имеющиеся мультимедиапродукты, электронные учебники, ЭОРы, а также пополняю свою методическую копилку собственными разработками. Участвую в работе сетевых интернет-сообществ учителей и распространяю там свой педагогический опыт. Качество знаний по предмету за время работы по данной технологии стабильно повышается, поэтому считаю необходимым продолжить работу по изучению и эффективному применению ИКТ и в новом учебном году.
© 2019, Пономарева Надежда Вячеславовна 1403