СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка коммуникативных навыков у учащихся с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002).

Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Умение/навык

Баллы (начало года)

Баллы (конец года)

Формирование умений выражать просьбы/требования

Просит повторить понравившееся действие

Просит один из предметов в ситуации выбора

Просит поесть/попить

Требует предметы/игрушки

Требует выполнения любимой деятельности

Просит о помощи

Сумма баллов

Формирование социальной ответной реакции

Откликается на свое имя

Выражает отказ от предложенного предмета/деятельности

Отвечает на приветствия других людей

Выражает согласие

Отвечает на личные вопросы

Сумма баллов

Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

Дает комментарии в ответ на неожиданное событие

Умеет называть различные предметы

Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов

Определяет принадлежность собственных вещей (мой)

Умеет называть знакомых людей по имени

Комментирует действия, сообщение информацию о действиях

Описывает местонахождение предметов, людей

Описывает свойства предметов

Описывает прошедшие события

Описывает будущие события

Сумма баллов

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

Умеет привлекать внимание другого человека

Задает вопросы о предмете(«Что___?»)

Задает вопросы о другом человеке («Кто___?»)

Задает вопросы о действиях («Что делает___?»)

Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет

Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?»)

Задает вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

Сумма баллов

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело»)

Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит»)

Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно»)

Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится»)

Сообщает о боли («Больно», «болит»)

Сообщает об усталости («Устал»)

Выражает удовольствие/недовольство («нравится/не нравится»)

Сумма баллов

Формирование социального поведения

Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы

Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы

Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником

Умеет поддержать диалог, организованный собеседником

Умеет поддержать диалог на определенную тему

Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях

Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает)

Сумма баллов

Общая сумма баллов

Опросник представляет собой перечисление коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка. Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения вы ставите цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.

«0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.

«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.

«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми.

Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.

В столбце «комментарии», вы отмечаете все особенности: например, ребенок использует навык только при взаимодействии с мамой, или только с подсказкой, или только используя жесты и т.д.

В качестве целей обучения, Вы выбираете те навыки, которые либо сформированы частично, либо не сформированы. В этом случае в столбце «комментарии» необходимо поставить пометку (например, галочку).

Сначала необходимо обучать наиболее простым навыкам, соответствующим уровню развития ребенка (принцип систематичности, принцип обучения «от простого к сложному»).

Условно все перечисленные в программе навыки можно подразделить на три группы в зависимости от уровня сложности: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень включает следующие навыки: умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).

Средний уровень – формирование умения называть различные предметы, знакомых людей (по имени), персонажей из книг, фильмов; описывать действия и местонахождение предметов; определять принадлежность собственных вещей; отвечать и задавать простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Где?»; адекватно выражать собственные эмоции.

Высокий уровень предполагает формирование наиболее сложных навыков – умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»); формирование умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах (с помощью речи); формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.

18.09.2023 07:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП