СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и определения целей обучения используйте опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (Quill, Bracken, Fair, Fiore, 2002).
Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра |
||
Умение/навык |
Баллы (начало года) |
Баллы (конец года) |
Формирование умений выражать просьбы/требования |
||
Просит повторить понравившееся действие |
||
Просит один из предметов в ситуации выбора |
||
Просит поесть/попить |
||
Требует предметы/игрушки |
||
Требует выполнения любимой деятельности |
||
Просит о помощи |
||
Сумма баллов |
||
Формирование социальной ответной реакции |
||
Откликается на свое имя |
||
Выражает отказ от предложенного предмета/деятельности |
||
Отвечает на приветствия других людей |
||
Выражает согласие |
||
Отвечает на личные вопросы |
||
Сумма баллов |
||
Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события |
||
Дает комментарии в ответ на неожиданное событие |
||
Умеет называть различные предметы |
||
Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов |
||
Определяет принадлежность собственных вещей (мой) |
||
Умеет называть знакомых людей по имени |
||
Комментирует действия, сообщение информацию о действиях |
||
Описывает местонахождение предметов, людей |
||
Описывает свойства предметов |
||
Описывает прошедшие события |
||
Описывает будущие события |
||
Сумма баллов |
||
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы |
||
Умеет привлекать внимание другого человека |
||
Задает вопросы о предмете(«Что___?») |
||
Задает вопросы о другом человеке («Кто___?») |
||
Задает вопросы о действиях («Что делает___?») |
||
Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет |
||
Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?») |
||
Задает вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?») |
||
Сумма баллов |
||
Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них |
||
Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело») |
||
Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит») |
||
Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно») |
||
Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится») |
||
Сообщает о боли («Больно», «болит») |
||
Сообщает об усталости («Устал») |
||
Выражает удовольствие/недовольство («нравится/не нравится») |
||
Сумма баллов |
||
Формирование социального поведения |
||
Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени |
||
Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы |
||
Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы |
||
Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником |
||
Умеет поддержать диалог, организованный собеседником |
||
Умеет поддержать диалог на определенную тему |
||
Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях |
||
Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает) |
||
Сумма баллов |
||
Общая сумма баллов |
Опросник представляет собой перечисление коммуникативных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка. Для оценки используется балльная система. В столбце «баллы» напротив каждого утверждения вы ставите цифры: «0», «1», «2» в зависимости от сформированности навыка.
«0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.
«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.
В столбце «комментарии», вы отмечаете все особенности: например, ребенок использует навык только при взаимодействии с мамой, или только с подсказкой, или только используя жесты и т.д.
В качестве целей обучения, Вы выбираете те навыки, которые либо сформированы частично, либо не сформированы. В этом случае в столбце «комментарии» необходимо поставить пометку (например, галочку).
Сначала необходимо обучать наиболее простым навыкам, соответствующим уровню развития ребенка (принцип систематичности, принцип обучения «от простого к сложному»).
Условно все перечисленные в программе навыки можно подразделить на три группы в зависимости от уровня сложности: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень включает следующие навыки: умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание окружающих людей, адекватно выражать собственные эмоции (с помощью мимики и жестов).
Средний уровень – формирование умения называть различные предметы, знакомых людей (по имени), персонажей из книг, фильмов; описывать действия и местонахождение предметов; определять принадлежность собственных вещей; отвечать и задавать простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Где?»; адекватно выражать собственные эмоции.
Высокий уровень предполагает формирование наиболее сложных навыков – умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»); формирование умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах (с помощью речи); формирование социального поведения; формирование диалоговых навыков.
-80%
© 2023, Вильямова Ольга Николаевна 2199