СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое эссе

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если он имеет только любовь к ученику, как отец или мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» (Л. Н. Толстой).

Смена общественно-политического и экономического строя в Казахстане в конце прошлого века вызвала, в свою очередь, смену нравственно-ценностных ориентаций. В настоящее время самой большой ценностью, в соответствии с провозглашенными принципами демократизации и гуманизма, признается свободная, гармонично и всесторонне развитая и образованная личность, способная жить и творчески работать в современных условиях постоянно меняющегося мира. Сейчас востребована личность, подготовленная к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личность, способная разделять и преумножать его ценности.

В наше время у учащихся снижается интерес к учёбе, нет определённых жизненно важных ориентиров и ценностей, беден духовный мир, эрудиция и мировоззрение, я считаю, что основной путь к качеству учебно-воспитательной работы – это повышение мотивации к деятельности вообще. В первую очередь учить нужно не способностям, а деятельности.

Познавательный мотив придаст этой деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение предмета приобретает для учащегося самостоятельную ценность. В основе познавательной деятельности лежит «бескорыстная жажда познания» (П. Гальперин), «ненасыщенная познавательная потребность» (Л. Бажович). При такой мотивации учащийся легко справиться с трудностями, подойдет к творчеству, а от него к самотворчеству, что ведет к развитию универсальных способностей, а именно они позволяют найти своё призвание.

Процесс становления творческой личности труден и сложен. К.Э. Циолковский говорил: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым и, наконец, стал открывать истины никому ещё не известные». Важно разбудить познавательную активность детей, чтобы ребенок сам научился искать знания. Немецкий музыкант Карл Орф утверждал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим – задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление». В индустриальном мире человек инстинктивно хочет «творить» и этому надо помочь.

Ум, приученный с детства действовать по штампу, теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление и решение. Принуждение враг творчества. Творческое развитие возможно только при наличии положительной мотивации, т.е. должно быть создание мотивации и постановка проблемы, далее – совместный поиск решения проблемы. А это возможно, когда созданы условия, позволяющие человеку поставить перед собой цель и действовать для её достижения. Вывод: необходимо создать условия управления воспитанием положительной мотивации.

Это, в первую очередь, хорошо оборудованный методический кабинет.

- Замеры и оценка исходного, текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способам действия с учебным материалом.

- Градуировка целей обучения и планомерное ознакомление с ними учащихся.

- Регулярное знакомство учеников с методическими приёмами, с помощью которых их обучают.

- Включение деятельности по овладению предметом в деятельность, являющуюся ведущей для конкретного возраста, имеющую для ученика определенный личностный смысл и на основе этого раскрытие реальной связи целей учебной деятельности по освоению предмета и мотивов ведущей деятельности. Например:

- игры с элементами соревнований между подгруппами, в парах;

- интеллектуальные игры (лото, головоломки, кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);

- предметные недели, внеклассные мероприятия, олимпиады, викторины;

- проведение уроков в нетрадиционной форме.

Таким образом, последовательная реализация условий формирования мотивации, а также дидактических и методических принципов может способствовать построению по - настоящему действенной системы обучения.

Задача учителя, пробудив интерес поднимать у ученика уровень знаний, дать ему возможность гордиться собой, приучать к мысли, что учение – это терпение и труд, это дело ума и характера.

«Пусть каждый человек сделает себя таким, каким он учит быть других. Кто победил себя, победит и других. Труднее всего победить себя». (Буддийская мудрость).

Самый главный вопрос для преподавателя любого предмета – чему и за­чем учить?

Учу их осознавать, что все мы – жители планеты Земля. Мои ученики - это завтрашние взрослые. Им открывать новые миры на земле и в космосе. Это они через несколько лет будут руководить государством. Возможно, кто - то возразит, что от нас, учителей, мало что зависит.

Уверена, что они ошибаются, ибо все начинается в школе, с Учителя: и новые страны, и даже галактики! Считаю, что отношения между взрослыми и детьми разумно строить по девизу: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, в третьем – любовь.» (Святой Августин, до н.э.)

Хочу закончить своё эссе словами И. В. Мичурина «Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся».

Категория: Химия
17.03.2015 13:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!