СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие памяти. Значение памяти в развитии личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынин, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.

Интерес к проблеме памяти, попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма, на ней и запечатляются происходящие события (22, с. 114).

Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII – XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получены представления об ассоциациях и их роли в процессах памяти.

Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими психологами. Из работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева, исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания (16, с. 3).

В обширном исследовании П.И. Зинченко сопоставлялась продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста.

Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д. Кажерадзе предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала.

Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в XXI веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в XVI веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга (16, с. 45).

В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений. Например, в психологическом словаре дано два взаимодополняющих определения памяти:

  • Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.

  • Сумма усвоенной и сохраненной информации (9, с. 12).

М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности.

Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).

А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта (16, с. 124).

С.И. Крутецкий дал следующее определение: «Память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации». Л.Д. Столяренко определил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения (24, с. 87).

Значение памяти в жизни и деятельности людей огромно. Память — основа всякого научения. Если бы человек забывал все, что он воспринимал, переживал и делал, его психическое развитие было бы невозможно.

Когда ребенок рождается, он ничего не знает и ниче­го не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окру­жающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с рабо­той памяти.

Память — необходимая предпосылка любой творче­ской деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации.

11.09.2017 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП