СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При обучении английскому языку я применяю различные методы и приемы технологии критического мышления на всех этапах урока: при презентации новой лексики и грамматики; при систематизации и активизации в речи языкового материала; при обучении четырем видам речевой деятельности – аудированию, чтению, письму и говорению. Этапы технологии развития критического мышления соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Данная технология является общепедагогической, надпредметной, методы и приемы – универсальны и могут быть использованы и при обучении другим предметам. Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Функции стадии вызова: • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели); • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме); • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). На стадии вызова можно применять такие приемы, как кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер –один из самых эффективных графических приемов систематизации материала. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Для активизации речемыслительной деятельности учащихся можно использовать прием «концептуальное колесо». Например, учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. При работе с текстами можно использовать Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Так же на стадии вызова применяются такие приемы как «мозговой штурм», понятийно-терминологическая карта, ассоциации, утверждения «верно-неверно» и другие. В стадии осмысления содержания обучающиеся: 1. осуществляют контакт с новой информацией; 2. сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3. акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; 4. обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5. стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; 6. готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. На стадии осмысления можно использовать такие приемы как стратегия решения проблемы «идеал», «толстые и тонкие» вопросы, «рыбья кость», «бортовой журнал», составление интеллектуальных карт, заполнение таблиц, интерактивная стратегия «знаю/хочу знать/узнал», шесть шляп мышления и т. д. Стадия рефлексии может быть представлена в двух формах: устной и письменной. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, составление дальнейшего плана обучения (это понятно, это непонятно, это интересно и т.д.).
Формы предъявления рефлексии: 1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол. 2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Технология развития критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно, т.е. развивать речевую компетенцию. С помощью этой технологии формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
© 2025, Мазур Ольга Валерьевна 40