СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Привычка мыслить или снова за старое?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лето – пора отпусков в учительской среде. Для многих из нас появляется возможность спокойно, без спешки почитать журналы, книги, наметить свою работу на будущий учебный год, заняться разработкой новых идей, решением интересных задач. Перелистывая газету «Математика» № 4, я обратила внимание на статью «Воспитать привычку мыслить» под рубрикой «Предлагаю коллегам». Автор: И. Фролова, с. Красная Звезда, Курганская обл. В начале статьи автор затрагивает проблемы, касающиеся основных задач обучения математике. Здесь говорится обо всём: и о деятельностном подходе, и о дифференциации обучения, и о необходимости проявлять заботу об одарённых детях, и о процессе исследовательской работы. А затем автор Фролова И. предлагает вниманию читателей вариант семинара в 11-м классе «Задачи, решаемые с помощью интегралов» из опыта своей работы. Что касается этой части статьи, то я уверена: немного времени ушло у коллеги на описание своего опыта. Ведь автором этой разработки, опубликованной в научно-методическом журнале «Математика в школе» № 3 в 1989 году, является учитель математики Е. Н. Переворщикова (г. Горький – ныне Нижний Новгород). Госпожа Фролова не потрудилась даже «творчески» переработать многие фразы из этой публикации. Единственный креатив – это небольшая по объёму презентация, две фотографии кролика (символа 2011 года) с банкой пшена и в задаче «о каше» главными героями стали не мальчик Серёжа и соседка тётя Люда, а девочка Оля и её мама. Приведу примеры. Из статьи Е. Н. Переворщиковой: «При этом необходимо обратить внимание на то, как аналитически переформулировать следующие задания: а) установите, пересекаются ли графики функций; б) найдите точки пересечения графиков двух функций; в) укажите абсциссы точек пересечения двух графиков; г) установите, при каких x график первой функции лежит выше (ниже) графика второй функции. Эти упражнения можно выполнять и с конкретными функциями, и в общем виде, каждый раз только намечая путь перехода от графического языка к алгебраическому.» Из статьи г-жи Фроловой: «При этом необходимо обратить внимание на аналитическое решение заданий такого типа:

- Установите, пересекаются ли графики функций.

- Найдите точки пересечения графиков двух функций.

-Найдите промежутки, на которых график первой функции лежит выше (ниже) графика второй функции.

При выполнении этих упражнений можно ограничиться планом действий перехода от графического языка к алгебраическому». Из статьи Е. Н. Переворщиковой: «Анализ соответствующих разделов учебников по алгебре и геометрии позволяет заметить аналогию в выводе формул для вычислений (с помощью интеграла) площади криволинейной трапеции и объёма тела. Это означает, что при изложении темы «Интеграл» имеет смысл укрупнить учебную информацию и проводить урок в форме лекции. После такой лекции можно предлагать задания как по алгебре, так и по геометрии». Из статьи г-жи Фроловой: «Анализ соответствующих разделов учебников по алгебре и геометрии показал аналогию в выводе формул для вычислений с помощью интеграла площади криволинейной трапеции и объёма тела. Значит, при изложении темы «Интеграл» имеет смысл укрупнить учебную информацию и провести урок-дуэт «алгебра + геометрия» в форме лекции. После этого можно предложить учащимся задания как по алгебре, так и по геометрии». Такими «совпадениями» статья Фроловой изобилует. Уважаемые коллеги! Уважаемые работники редакции! Ни для кого не секрет, что новое – это хорошо забытое старое. Но предлагая коллегам свой опыт, не мешало бы сделать ссылку на человека, который когда-то разработал этот замечательный с методической точки зрения семинар. В том далёком 1989 году мой стаж работы составлял всего четыре года. Мы, молодые педагоги, ждали выхода журнала «Математика в школе» с нетерпением, читали внимательнейшим образом все статьи, касающиеся разработок уроков. До сих пор я бережно храню многие из них, напечатанные в этом журнале, в газете «Первое сентября», в «Кванте», с большим интересом читаю современные публикации. Сохранила и статью Е. Н. Переворщиковой «Семинар по теме «Задачи, решаемые с помощью интегралов»». Ведь всё это - прекрасное подспорье в разработке уроков математики и внеклассных мероприятий. Вероятно, автор статьи «Воспитать привычку мыслить» г-жа Фролова в буквальном смысле поняла призыв редакции, что стать автором газеты «Математика» не очень сложно. А если не только она? Грустно и досадно становится, когда в погоне за рейтингом для Портфолио или по каким-либо другим причинам некоторые мои коллеги извлекают из своих архивов старые издания журналов «Квант», «Математика в школе», газеты «Математика. Первое сентября» и создают «новый продукт», участвуя в различного рода конкурсах, назначая себя автором опыта (даже не автором-составителем) да ещё при этом получая гонорар от издательства! И последнее: возможно, я не написала бы письмо в редакцию, если бы оставила без внимания слова Г. Чернышевского о трёх качествах, необходимых образованному человеку, послужившие эпиграфом в статье г-жи Фроловой. «Обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.» Не потеряли ли актуальность сегодня эти бесценные слова? Хочется надеяться, что нет.

Категория: Математика
11.06.2015 10:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП