СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект «Народные промыслы и традиции нашей страны»
Педагогический проект по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре через интеграцию в работе музыкального руководителя и воспитателя.
Автор: Сребницкая Валентина Валентиновна
Актуальность:
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в ФГОС к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.
Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;
Вид проекта: краткосрочный, групповой;
Сроки проведения проекта: 4 неделя марта
Участники проекта: педагоги, дети 4-5 лет, родители (законные представители)
Цель проекта: приобщение детей к родной культуре, посредством знакомства с народными промыслами и традициями страны.
Задачи проекта:
Знакомство с особенностями народных и художественных промыслов родной страны;
Ресурсное обеспечение проекта:
Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
Материально – техническое:
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;
Фотокамера;
Канцтовары, расходные материалы;
Передвижные выставочные стеллажи;
Стенды для методической литературы;
Карта России.
Программно-методическое:
Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов.
Ожидаемые результаты:
Итоговые мероприятия:
- Развлечение «Весёлая ярмарка»;
- Альбом «Промыслы и традиции родной страны» (выставка детского творчества)
Предварительная работа:
Оценка индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Народные промыслы и традиции страны» (проводится до реализации проекта и после);
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений (дети, семья, специалисты, социальным окружением;
Оценка условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению.
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
«Весёлая ярмарка». 1 день
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
«Как познакомить ребёнка с традициями, промыслами страны».
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;
Задачи:
-организация экскурсии (с помощью семьи) в выставочный зал, музей;
- Рассматривание энциклопедий
«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка» Абрамцево-Кудринская резьба, «Вологодские Мценские, Елецкие) кружева», «Художественная обработка металла»
«Городецкая золотая вышивка» «Нижегородский гипюр», «Филигрань», «Гусевской хрусталь», «Финифть», «Тульский самовар», «Тульский пряник».
Новые народные промыслы:
«Роспись елочных игрушек-фабрика Ариель»
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
«Секрет Матрешки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России»;
-совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, пополнение альбома «Промыслы и традиции родной страны»,
Беседы с детьми:
«Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка, «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами.
Пальчиковые игры:
«Мы плели-плели», «Цветок»;
Труд: поручения, дежурства, труд совместный, художественный-вышивание салфеток
Сюжетные игры:
«Путешественники»
Дидактические игры:
«Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор»;
Интерактивные игры:
«Что где производится» (выбрать лишнее», «Какие предметы подходят для работы»
Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла?»;
Экспериментирование: «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань»
Коллекционирование:
Изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея;
Моделирование: народные промыслы будущего
Просмотр видеодиска «Чем славен город»;
Народные игры:
«Кружева»; «Кузнецы», «Краски», «Сундучок», «Я - весёлая ткачиха»;
Просмотр и обсуждение видеоматериала
«Секрет Матрёшки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России»;
Чтение:
Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».
П. Воронько «Лучше нет родного края»
К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)
З. Александрова: «Родина»
Слушание:
«Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко
Пение:
«Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, ярмарке; «Ой, полным полна коробушка…», муз. и сл. рус. нар. ;
Танцевальная деятельность: «Коробейники», муз. рус. нар. ; «Русская пляска с ложками»;
Продуктивная деятельность:
Расписывание ложек под хохлому, «Матрёшкин хоровод» (все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины: «Веселая матрёшка», «Барыня», «Свистулька» и др.
Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.)
Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта.
Задачи:
Вывод:
В результате реализации проекта количество детей с оптимальным уровнем развития увеличилось на 30%, с допустимым – на 11% за счёт критического уровня.
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. М.: Скрипторий, 2012г.
3. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М.: Сфера, 2011г.
4. Груба Г. В., Помелова И. К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Н. Н.: НИРО, 2003г.
5. Гройсман Я. И., Миронова И. В. Культурно-просветительское издание. Московский Государственный художественный музей. Том 1. Альбом. Москва: ДЕКОМ, 2013.
6. Дыбина О. В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М.: Сфера, 2011г.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
8. Емельянова Е. «Исследовательская деятельность детей» Ребенок в детском саду, 2009г. № 3.
9. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2012 г.
10. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.:Мозайка-Синтез, 2012 г.
11. Извеков Б. С., Кессель А. В. Москва. Историческое и культурное наследие. Москва: РИ «Бегемот», 2013.
12. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
13. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
14. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
15. Интернет-ресурсы:
http://uobrpavlovo.ru/
http://www.maam.ru/
© 2025, Сребницкая Валентина Валентиновна 15