СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Проблема чтения в современном обществе "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ахметова А.Ш. с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортастан

Проектная работа по теме :

„Проблема чтения в современном

обществе”

Работу выполнил:

Каримов Булат Эльвирович, 7А класс МБОУ СОШ №1

Руководитель: учитель русского языка и литературы Галимова Э.Ф.

Оглавление

Введение............ 3

  1. Проблема недостатка чтения у детей.......5
  2. Причины неуспешного чтения........ 6
  3. Неужели чтение влияет на успеваемость?..... 8
  4. Анкетирование учащихся.............. 8
  5. Заключение............. 12

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время чтение взрослых и детей стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. На высшем уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей - школы и библиотеки, работающие с детьми.

В России действуют развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах.

В течение последних 10-15 лет детское чтение переживает ужасный кризис и многим группам читающих детей угрожает опасность отвращения от книжной культуры. О кризисе детского чтения говорят данные двух последних международных исследований образовательных достижений учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков, а также результаты многочисленных исследований досугового чтения детей и подростков, проводимых в разных регионах России детскими библиотеками.

В качестве и содержании детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно застребованы в развивающемся обществе информации - «обществе знаний».

Актуальность темы: очень актуальна проблема чтения в наше время. В последнее время, в связи с появлением и развитием компьютерных игр и других информационных технологий, происходит понижение интереса к

литературе в обществе. Дети меньше стали читать и это сказывается на грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании, и многих составляющих гармоничного развития личности.

Объектом исследования являются взрослые, дети школьного возраста. Предмет исследования - читательские предпочтения и потребности детей школьного возраста.

Цель исследования - выявление читательских предпочтений.

Задачи исследования:

  1. Выявить отношение к чтению в семьях;
  2. Определить отношение ребенка к чтению;
  3. Выявить любимые жанры художественной литературы.
  4. Выработать рекомендации по решению данной проблемы.
  1. Проблема недостатка чтения у детей

Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается в России на протяжении 20 лет. В России растут люди не умеющие читать. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в сжатой форме: в виде схем, таблиц, картинок с подписями. Не всегда сопровождается чтение картинками, и детям, для того чтобы они поняли, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа.

В итоге, мозг, без труда получает информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и мышление развивается плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно Это ведет к снижению желания читать.

Приведу несколько фактов в пользу чтения:

  • Чтение расширяет кругозор;
  • Чтение развивает воображение;
  • Чтение помогает общаться с людьми; •
  • Чтение книг улучшает работу мозга;
  • Чтение увеличивает словарный запас, делает человека добрее, умнее и воспитаннее.
  • Чтение заставляет наш мозг работать, в результате наша старость отодвигается.
  1. Причины неуспешного чтения

Наука доказала, что люди не читают буквы. Они «схватывают глазами»

целые участки страницы.

Из этого следует, что только активное вдумчивое чтение является успешным.

Но так получилось, что мы уже успели приобрести привычки' неуспешного, невнимательного чтения.

Рассмотрим их:

а) нетерпеливость (порождает привычку - читать торопливо, без толку).

б) невнимательность (мы часто ленимся думать при чтении, но мы просто невнимательны к читаемому, например, читая книгу, думаем о чем- либо).

в) «пробег» по книге (приводит к тому, что читатель пропускает целые фразы, не дочитывает слова, поэтому не понимает, о чем идет речь).

Зная эти причины, можно с ними бороться.

Итак, внимательное, сосредоточенное чтение с обдумыванием, осмыслением прочитанного, чтение без пропусков - только такое чтение приводит к желаемому результату, к овладению книгой в полном смысле этого слова.

Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, телевидение по-разному влияет на взрослых и детей. Дети не могут четко отличить правду от лжи. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет дети начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

А ведь есть более интересное занятие - чтение книг.

«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

  1. Возможна ли жизнь без книг? Нет. Ведь это скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга - это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Из давних времен было замечено следующее: « Люди перестающие читать - перестают мыслить»
  2. Книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
  3. Книга развивает мышление и фантазию. Как хорошо бывает иногда представить себя каким-то героем или ученым, который вот - вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
  4. Книги помогают нам принимать правильные решения. Временами, в лицах книжных героев мы узнаем себя самих или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
  5. Читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы становимся интересней, так как у нас пополняется словарный запас.

Но необходимо читать книги, предназначенные для своего возраста.

  1. Неужели чтение влияет на успеваемость?

Многие взрослые говорят: «Кто хорошо читает, тот будет хорошо учиться». Мне стало интересно: «Неужели это правда?»

Я решил провести эксперимент: проверить скорость чтения у учеников и убедиться, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников.

Вывод: предположение оказалось верным, дети, читающие быстро, учатся на 4 и 5. Они терпеливы, интеллектуальны, творечски подходят к решению проблем, лучше излагают свои мысли.

  1. Анкетирование учащихся

Любят ли в наше время читать.

Мне стало интересно, насколько верно утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.

Я решил выяснить, как относятся к чтению и к книге представители разных возрастных групп.

Для достижения цели были составлены вопросы для небольшого социологического опроса:

  1. Любите ли вы читать?
  2. Имеется ли у Вас дома читательская библиотека?
  3. Есть ли у вас любимая книга, которую вы читали и перечитывали огромное количество раз?
  4. Какие книги Вы читаете?
  5. Чем Вы заменяете чтение?

Результаты исследования

Затем проанализировал полученные ответы.

Ч

Одну из групп я назвал «взрослые» - это наши родители, соседи, знакомые, люди от 20 лет и старше.

В Фантастика

  • Приключения

Художествен н ая литература

  • Прочее

Вторую группу назвал «учащиеся». Это учащиеся нашей школы. В анкетировании приняло участие 43 человека.

Результаты исследования:

Любите ли вы читать?

я Да ■ Нет Не очень «Почти

15%

«Да «Нет

9 е;0/.

Какие книги вы читаете?

  • Разные «Фантастика Комедия
  • Детективы Приключения Ужасы

Никакие Научные

Есть ли у вас дома библиотека?

Чем вы заменяете чтение? -

■ Чтение ■ Гуляю

Играю за компьютером * Сижу на телефоне Общаюсь с друзьями Другое

Смотрю телевизор

25%

'

Выводы:

Проанализировав всю собранную информацию. Я пришел к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими занятиями - просмотром телевизора, игрой на компьютере, прослушиванием музыки.

Проанализировав все, я предлагаю следующие варианты решения данной проблемы:

  1. Библиотекарям и учителям на школьных собраниях проводить обзор детской литературы.
  2. Родителям накапливать домашнюю детскую библиотеку. Книги должны подходить ребенку по возрасту, соответствовать интересам.
  3. Совместное чтение книг в семьях.
  4. Посещение театральных постановок, музеев, выставок, экскурсии, районной библиотеки.

Заключение

В результате проведенного исследования, к сожалению, я вынужден признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.

Мы считаем, что нежелание читать и неумение правильно читать, тесно связаны между собой, потому что когда человек не умеет что-то делать, то он и не выполняет эту работу.

Список использованной литературы

1. В мире мудрых мыслей.Составитель Степанов А.Н.,- М, 2011

3. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык., М.,2002

  1. Поварин С.И. Как читать книги. - М.: Книга, 1978.
  2. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся - М.,
10.05.2024 20:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП