СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ахметова А.Ш. с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортастан
Проектная работа по теме :
„Проблема чтения в современном
обществе”
Работу выполнил:
Каримов Булат Эльвирович, 7А класс МБОУ СОШ №1
Руководитель: учитель русского языка и литературы Галимова Э.Ф.
✓ |
![]() |
В последнее время чтение взрослых и детей стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. На высшем уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей - школы и библиотеки, работающие с детьми.
В России действуют развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах.
В течение последних 10-15 лет детское чтение переживает ужасный кризис и многим группам читающих детей угрожает опасность отвращения от книжной культуры. О кризисе детского чтения говорят данные двух последних международных исследований образовательных достижений учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков, а также результаты многочисленных исследований досугового чтения детей и подростков, проводимых в разных регионах России детскими библиотеками.
В качестве и содержании детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно застребованы в развивающемся обществе информации - «обществе знаний».
Актуальность темы: очень актуальна проблема чтения в наше время. В последнее время, в связи с появлением и развитием компьютерных игр и других информационных технологий, происходит понижение интереса к
литературе в обществе. Дети меньше стали читать и это сказывается на грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании, и многих составляющих гармоничного развития личности.
Объектом исследования являются взрослые, дети школьного возраста. Предмет исследования - читательские предпочтения и потребности детей школьного возраста.
Цель исследования - выявление читательских предпочтений.
Проблема недостатка чтения у детей и взрослых наблюдается в России на протяжении 20 лет. В России растут люди не умеющие читать. За это время уже выросло два поколения нечитающих граждан, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети, которые все больше увлекаются компьютерными играми, телевидением и интернетом. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в сжатой форме: в виде схем, таблиц, картинок с подписями. Не всегда сопровождается чтение картинками, и детям, для того чтобы они поняли, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события. Все это очень сложная интеллектуальная работа.
В итоге, мозг, без труда получает информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и мышление развивается плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно Это ведет к снижению желания читать.
Приведу несколько фактов в пользу чтения:
Наука доказала, что люди не читают буквы. Они «схватывают глазами»
целые участки страницы.
Из этого следует, что только активное вдумчивое чтение является успешным.
Но так получилось, что мы уже успели приобрести привычки' неуспешного, невнимательного чтения.
Рассмотрим их:
а) нетерпеливость (порождает привычку - читать торопливо, без толку).
б) невнимательность (мы часто ленимся думать при чтении, но мы просто невнимательны к читаемому, например, читая книгу, думаем о чем- либо).
в) «пробег» по книге (приводит к тому, что читатель пропускает целые фразы, не дочитывает слова, поэтому не понимает, о чем идет речь).
Зная эти причины, можно с ними бороться.
Итак, внимательное, сосредоточенное чтение с обдумыванием, осмыслением прочитанного, чтение без пропусков - только такое чтение приводит к желаемому результату, к овладению книгой в полном смысле этого слова.
Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, телевидение по-разному влияет на взрослых и детей. Дети не могут четко отличить правду от лжи. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет дети начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
А ведь есть более интересное занятие - чтение книг.
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Но необходимо читать книги, предназначенные для своего возраста.
Многие взрослые говорят: «Кто хорошо читает, тот будет хорошо учиться». Мне стало интересно: «Неужели это правда?»
Я решил провести эксперимент: проверить скорость чтения у учеников и убедиться, что быстрое чтение влияет на успеваемость учеников.
Вывод: предположение оказалось верным, дети, читающие быстро, учатся на 4 и 5. Они терпеливы, интеллектуальны, творечски подходят к решению проблем, лучше излагают свои мысли.
Любят ли в наше время читать.
Мне стало интересно, насколько верно утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.
Я решил выяснить, как относятся к чтению и к книге представители разных возрастных групп.
Для достижения цели были составлены вопросы для небольшого социологического опроса:
Затем проанализировал полученные ответы.
Ч
Одну из групп я назвал «взрослые» - это наши родители, соседи, знакомые, люди от 20 лет и старше.
В Фантастика
Художествен н ая литература
Вторую группу назвал «учащиеся». Это учащиеся нашей школы. В анкетировании приняло участие 43 человека.
Результаты исследования:
Любите ли вы читать? я Да ■ Нет Не очень «Почти 15%
|
«Да «Нет 9 е;0/.
|
Никакие Научные
|
![]() |
Есть ли у вас дома библиотека?
■ Чтение ■ Гуляю
Играю за компьютером * Сижу на телефоне Общаюсь с друзьями Другое
Смотрю телевизор
25%
'
Выводы:
Проанализировав всю собранную информацию. Я пришел к выводу, что интерес к чтению несколько снизился, и оно постепенно замещается другими занятиями - просмотром телевизора, игрой на компьютере, прослушиванием музыки.
Проанализировав все, я предлагаю следующие варианты решения данной проблемы:
В результате проведенного исследования, к сожалению, я вынужден признать, что, несмотря на положительное отношение к чтению и понимание важности и значимости книг, дети не хотят читать или читают без удовольствия и неохотно, предпочитая получать информацию из других источников.
Мы считаем, что нежелание читать и неумение правильно читать, тесно связаны между собой, потому что когда человек не умеет что-то делать, то он и не выполняет эту работу.
Список использованной литературы
1. В мире мудрых мыслей.Составитель Степанов А.Н.,- М, 2011
3. Волков С.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык., М.,2002
© 2024, Галимова Эльвира Фаниловна 155