СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказки читаем - речь развиваем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка -это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Актуальность:

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Проблема:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители. Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Цель:

Повысить эффективность работы по всестороннему развитию речи детей через сказку, при взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

Образовательные:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам;
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;
  • Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.

Развивающие:

  • Развивать у детей художественно - речевые исполнительские способности выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
  • Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к живому слову;
  • Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения);
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей;
  • Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию атмосферы сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей родителей.

Гипотеза:

Планомерное и целенаправленное использование сказки в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в значительной степени обогатит и активизирует речь ребенка.

Принципы построения проекта

  • Доступность;
  • Систематичность;
  • Индивидуальный подход;
  • Практичность.

Название проекта: «Сказки читаем – речь развиваем»

Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Вид проекта: групповой, познавательно – творческий, художественно – эстетический.

Срок реализации: долгосрочный ( сентябрь 2023г- декабрь2023г)

Участники проекта:

  • Дети второй младшей группы «Ягодка»
  • Воспитатель
  • Родители воспитанников

Предполагаемый результат:

  • Развитие интереса к сказкам у детей и родителей;
  • Обогащение речи за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи;
  • Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к сказкам и фольклорным произведениям.

Планирование реализации этапов проекта:

1. Подготовительный этап:

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Беседа-опрос детей по теме:«Какие сказки я знаю»

сентябрь

Воспитатель, воспитанники

Организация

выставки детских сказок с активным участием родителей (Пополнение развивающей предметно- пространственной среды в группе

«Ягодка»)

2.

Анкетирование родителей «Как говорит Ваш ребенок»

сентябрь

Воспитатель, родители

3.

Выбор темы (обозначение проблемы)

сентябрь

Воспитатель

4.

Постановка цели и задач проекта

сентябрь

Воспитатель

5.

Знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно- развивающей среды в группе

октябрь

Воспитатель, родители

Маски для театра, пальчиковый, настольный театры

6.

Оформление книжного уголка в группе

октябрь

Воспитатель, родители

Книжный уголок

7.

Создание картотеки пальчиковых игр и загадок по сказкам.

октябрь

Воспитатель, родители

Картотека пальчиковых игр. Картотека загадок

2. Основной этап:

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Чтение и рассказывание русских народных сказок: «Репка», «Колобок»,

«Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Гуси - лебеди»,

«Рукавичка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»,

«Маша и медведь» и другие, беседа по прочитанной сказке;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Оформление книжного уголка (пополнение) Создание настольного театра

2.

Загадывание загадок о сказках и сказочных героях;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека загадок

3.

Разучивание пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека пальчиковых игр

4.

Включение дидактических игр в режимные моменты «Разрезные

картинки по знакомой сказке», «Собери

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Выставка

дидактических игр,

сказку», «Угадай тень», «Расскажи сказку по серии картинок», «Назови сказку» и другие;

сентябрь-декабрь

изготовленные своими руками (помощь

родителей)

5.

Разучивание песенок потешек:

«Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки»,

«Кисонька-мурысонька», «Я пеку, пеку, пеку…»

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Подборка песенок и потешек

(альбом)

6.

Беседы на тему: «Какие бывают сказки?», «Чему учит сказка?», «Наши любимые сказки»;

Рассматривание иллюстраций по сказкам;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека бесед

7.

Картотека подвижных игр с художественным словом

октябрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека подвижных игр

8.

Показ настольного театра (пальчикового, теневого, кукол - бибабо);

ноябрь

Воспитатель, воспитанники

Фотоотчет

9.

Индивидуальные консультации

«Развитие речи младших дошкольников»

ноябрь

Воспитатель, родители

Фотоотчет

10.

Игры – драматизации по сказкам

декабрь

Маски для театра

11.

Консультации для родителей:«Сказки читаем – речь развиваем», «Развитие речи младших дошкольников через сказку», «Роль сказки в развитии речи ребенка», «Сказка в жизни ребенка».

«Обучаем детей рассказыванию»;

сентябрь-декабрь

Воспитатели, родители

Картотека консультаций

12.

Показ настольного театра сказок:

«Репка», «Колобок», «Теремок»

октябрь-

ноябрь

Воспитатель, воспитанники

Фотоотчет

13.

Создание альбома «Моя любимая сказка» (совместные рисунки родителей и воспитанников)

декабрь

Воспитатель, родители, воспитанники

Альбом с иллюстрациями на тему: «Моя любимая сказка»

3. Заключительный этап:

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Путешествие в сказку

«Теремок»

декабрь

Воспитатель,

воспитанники

Сценарий, фотоотчет

2.

Анкетирование родителей (для

определения результативности работы);

декабрь

Воспитатель, родители

Анализ анкет

3.

Подведение итогов работы по проекту

декабрь

Воспитатель

Проект, приложения

Продукт проекта:

  • Картотека загадок по русским народным сказкам;
  • Картотека пальчиковых игр по русским народным сказкам;
  • Картотека консультаций для родителей;
  • Картотека подвижных игр с художественным словом;
  • Альбом рисунков – иллюстраций «Моя любимая сказка»;
  • Фотоотчет по реализации проекта.

Вывод:

Восприятие сказок позволяет нам:

  • развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника проекта;
  • создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием;
  • прививать детям любовь к родной стране.
23.01.2024 17:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП