СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом». Сейчас мы говорим – «проект должен быть личностно значимым» [6].

Итак, основные признаки проектной деятельности ученика, которые определяют особое положение этого метода при реализации ФГОС НОО:

- Личностная значимость, то есть заинтересованность ребёнка в цели и результатах проекта.

- Заранее известный результат. В отличие от исследовательской деятельности результат проекта заранее спланирован и достижим.

- Продуктом проекта является не только и не столько лист ватмана, на котором аккуратно и эстетично нанесено изображение и подписи, главное, чтобы произошло определённое, заранее запланированное изменение действительности.

- Планирование реализации проекта должно научить ребёнка делать это в дальнейшем самостоятельно. А научиться планировать ученик может, только если он активно участвовал в этом процессе. Поэтому, даже если мы точно знаем, как решить поставленную задачу быстрее и правильнее, необходимо поддерживать ребёнка в самостоятельном поиске путей достижения цели, при возможности, направляя и помогая. Такой способ работы приносит потрясающие плоды. Ведь фантазия и нестандартное мышление часто намного сильнее развиты у детей,чем у взрослых. Поэтому самые оригинальные, непохожие на другие проекты получаются тогда, когда дети получают свободу творчества [3].

Итак, определение проекта, как результата деятельности младшего школьника, которое соответствует целям ФГОС НОО, можно сформулировать так:

Проект – это уникальная самостоятельная деятельность младшего школьника, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого им самим результата (цели), обладающая конкретной личностной и социальной значимостью.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. На каждом этапе работы над проектом решаются определенные задачи, намечается деятельность обучающихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое [2].

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), эффективность использования развивающих активных методов, к которым в полной мере относится и проектный, и исследовательский, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [4].

Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчёркивается, что существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей обучающихся, развитие их интеллекта, воли, мотивов. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшения учительской помощи в различных видах. Всё это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, «зрелость».

Наиболее важным показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает сформированность у обучающихся ряда коммуникативных универсальных учебных действий:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные действия формируются с первых дней ребёнка в школе, когда обучающиеся совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону – построение высказываний, так и внутреннюю сторону – содержание высказываний.

Формирование метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности во внеурочное время.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми коммуникативными универсальными учебными действиями.

  1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Коммуникативные действия – использование средств коммуникации сотрудничество с руководителем проекта по формулированию познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Организация деятельности. Организация рабочих групп.

Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  1. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа обучающихся. Оформление полученных результатов.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Презентация результатов.

Коммуникативные действия – построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности (продукта), изготовление средств наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе, демонстрация владения монологической и диалогической формами речи.

Рассмотрев основные этапы работы над проектом, и соотнеся их с формируемыми коммуникативными универсальными учебными действиями, мы пришли к выводу, что проектная деятельность обеспечивает развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся.

Проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, используя выражение Л.С. Выготского, их «зона ближайшего развития» [1].

Мы не можем не согласиться с известным деятелем психологии Г.А. Цукерманом, считающим эффективность использования развивающих активных методов, к которым в полной мере относятся и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [6].

Таким образом, для эффективного использования в образовательном процессе школы проектных задач необходимо изменение всего уклада школы, вовлечения в данный процесс всего педагогического коллектива

06.01.2022 19:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП