СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ.
Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.
Психологическая наука указывает на то, что склонности и интересы школьников развиваются в раннем возрасте, для этого следует широко использовать средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.
Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся является политехническая направленность предметов естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология и др). В содержании курса физики рассматриваются вопросы тесно связанные с технологическими процессами различных промышленных подразделений (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с использованием различного рода излучения и др.).
Курс физики предусматривает изучение физических процессов, закономерностей лежащих в основе многих технологических процессов и соответственно предоставляет возможность знакомства с профессиями технической направленности, в основе которых физические знания.
Особое значение имеет организация этой работы в основной школе, так как после ее окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.
Для организации профориентационной работы в рамках преподавания физики как учебного предмета можно выделить следующие направления учебной и внеучебной деятельности (таблица 1).
Таблица №1
Профессиональная ориентация при изучении физики |
|
Учебная деятельность |
Внеучебная деятельность |
1. Осуществление предметной профориентации на уроках физики: изучение физических процессов и закономерностей лежащих в основе технологических процессов; решение задач производственного содержания; составление задач производственного содержания; выполнение лабораторных и практических работ производственно-технического содержания; решение исследовательских и конструкторских задач. |
1.Организация и проведения различных форм внеурочной работы:
экскурсии и др. |
2.Организация и проведение учебных экскурсий на предприятия, производства. |
2. Организация и проведение научно-практических конференций |
3. Проведение учебных конференций, семинаров по проблемам, связанным с использованием физических процессов в производственной сфере, развитию научно-технической сферы экономики. |
3. Разработка содержания и проведение социальных практик.
|
4. Проведение курсов по выбору профессиональной направленности: «Физика строительных материалов», «Физика в мире профессии» и др. |
4. Разработка содержания и проведение профессиональных проб |
5. Разработка и проведение элективных курсов профориентационной направленности. |
5. Организация встреч с представителями профессий научно-технической сферы |
6. Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, программ профессионального самоопределения. |
6. Организация и проведение экскурсий, в том числе виртуальных |
При организации предметной профориентации средствами физики следует учитывать:
Для ознакомления обучающихся с видами профессий востребованных в микрорайоне школы учителю целесообразно иметь карточки, в которых отмечаются производственно-технические сведения о профессиях, включающих в себя следующее:
1. Название профессии.
2. Основные технические устройства и технологические процессы, обслуживаемые рабочими этих профессий.
3. Теоретические и практические сведения, необходимые рабочим этих профессий.
Элементы профориентационной работы могут быть включены в систему объяснения нового материала, опроса, в практические работы, задачи и упражнения с практическим содержанием. Для успешного решения задач профориентации учитель физики должен предусмотреть в своем календарно-тематическом плане следующие моменты:
1. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе прохождения программного материала.
2. Изучение и развитие интересов, склонностей, и способностей учащихся в процессе обучения на уроке.
3. В ходе выполнения лабораторно-практических работ способствовать выявлению интересов учащихся в данной области деятельности.
4. Включение профориентационной тематики в оформление кабинета.
№ п/п |
Тема |
Демонстрации, лабораторные и практические работы |
Производственные процессы. Виды профессий |
7 класс |
|||
1. |
Физика и физические методы изучения природы |
Видеофрагменты, слайды о техничес-ком применении физики |
Обзор технического вооружения города, района; значение знаний основ наук для профессиональной подготовки и овладение мастерством. |
2. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
1. Расширение тел при нагревании. 2. Диффузия жид-костей. |
Литейное производство. Модельщик, стеклодув, оператор диффузионных процессов.
|
3. |
Движение и силы |
Лабораторные работы: 1. Измерение массы на рычажных весах. 2. Определение пло-тности твердых тел. |
Продавец. Лаборант. |
4. |
Давление жидкостей и газов |
1.Устройство и действие гидравли-ческого пресса. 2.Измерение давле-ния жидкостным манометром. 3. Устройство и действие насосов. 4. Устройство и действие ареометра |
Лаборант по механическим испытаниям
Газосварщик.
Машинист компрессорных и насосных станций.
Аппаратчик по кристаллизации |
5. |
Работа, мощность. Энергия. |
1. Выяснение усло-вия равновесия рычага |
Машинист автомобильных, башенных, самоходных и стационарных кранов. |
Необходимо иметь ввиду, что, профориентационная работа, должна проводиться на уроках, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении физики не должна быть изолирована от изучения основ предмета, а также и не должна нарушать систему преподавания физических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.
На уроках физики, посвященных изучению теплоэнергетики, атомной энергетики и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:
При подготовке к обобщающему уроку продумать систему творческих домашних заданий профориентационной направленности:
Организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим физическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении физики.
При обучении физике важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль результатов выполняемого трудового процесса. При выполнении лабораторных работ по инструкциям, предложенным в учебниках в качестве дополнительного задания можно предлагать обучающимся задания, в которых требуется указать, в какой отрасли производства используется изучаемое явление.
Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям:
Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии.
Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности.
В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей технических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к физике и технике.
Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:
- ориентация на практическую роль каждого участника игры.
Для организации профориентационной работы с учащимися в процессе обучения физики можно рекомендовать следующее:
Учитель, осуществляющий предпрофильное и профильное обучение, обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
Для формирования профессионального самоопределения и познавательных способностей, обучающихся необходим особый подход, который бы помогал решать задачу, стоящую перед школой по воспитанию личности способной творчески подходить к решению практически важных задач. А, следовательно, знания о производстве, полученные в школе, помогут им адаптироваться в современных условиях жизни.
© 2024, Опольская Лилия Фависовна 98