СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная программа
по внеурочной деятельности
«Плавание»
Учитель - Васильева Алла Михайловна
Классы - 2
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Плавание» для учащихся 2 класса составлена на основе государственной «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» Ляха В.И., Зданевича. А.А. М.; «Просвещение», 2012 г.
Согласно новому образовательному стандарту общего образования внеурочная деятельность детей является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Статистика последних лет говорит о том, что с каждым годом происходит катастрофическое снижение показателей здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности учащихся. Растёт количество учащихся, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно–двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, дисплазия грудной клетки, плоскостопие…). В связи с этим возникла необходимость в разработке дополнительных образовательных программ для начальных классов физкультурно-спортивной направленности.
Имея спортивно-оздоровительное направление деятельности, занятия плаванием являются наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц.
Плавание как один из видов спортивно-оздоровительной деятельности, способствует также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Плавание» по внеурочной деятельности для начальных классов состоит в том, что традиционная организация учебного процесса при доминантной сидячей рабочей позе учащихся требует проведение специальных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний опорно–двигательного аппарата. Особенно остро стоит вопрос в начальной школе. Резкая перемена двигательного режима, выражается в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данного фактора.
Плавание – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать, причем большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного и младшего школьного возраста. Многие дети просто боятся воды.
Педагогическая целесообразность программы
Начинать заниматься плаванием лучше с начальной школы. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела. На занятиях плаванием учащиеся познакомятся с водной средой, научатся самостоятельно держаться на воде и перемещаться в нужном направлении, получат начальные навыки плавания, изучат спортивные способы плавания.
В процессе обучения выбирают и применяют те формы, средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
Применение методов дифференцированного, проблемного, индивидуального и развивающего обучения, позволяют формированию индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности обучающихся.
При обучении плаванию мы используем три основных групп методов: словесные, наглядные и практические. Словесные методы (описание, объяснение, рассказ, беседа, разбор, даются указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др., ) - помогают ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. В связи со спецификой плавания, все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для обучающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться.
Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.
Использование наглядных методов помогает создать конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике.
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм, соревнованиям и эстафетам на воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить предыдущий материал. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности.
Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование физических качеств, а также творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение плавать.
Основными задачами физического воспитания обучающихся в плавательном бассейне являются:
1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2) повышение умственной и физической работоспособности;
3) приобретение жизненно необходимого умения плавать;
4) овладение элементами трех способов плавания;
5) улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
6) профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания.
Занятия физической культурой в условиях плавательного бассейна имеют большое обучающее, воспитательное и развивающее значения.
Универсальные учебные действия |
Планируемые результаты |
Задачи программы |
Личностные |
Личностные: - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности; - воспитание дисциплинированности, трудолюбия, упорства, самостоятельности при выполнении заданий по плаванию; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Воспитательные Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей. Воспитать позитивную самооценку, самоуважение; способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать |
Метапредметные |
||
Регулятивные |
уметь принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств; способность к волевому усилию, оценка правильности выполнения двигательных действий при перемещении в бассейне. |
Развивающие Во время занятий по плаванию учащиеся учатся развивать умение координировать свои действия с действиями партнеров, способность доброжелательного и чуткого отношения к товарищам. У них развивается позитивная самооценка и самоуважение. Они приобретают жизненно важные навыки для выживания в экстремальных ситуациях; формируются умения использовать эти навыки. |
Познавательные |
осуществлять анализ выполненных действий, выделять необходимую информацию; активно включаться в процесс выполнения заданий по плаванию; выражать творческое отношение к выполнению заданий |
|
Коммуникативные |
– уметь слушать и слышать, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; уметь решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы. |
|
Предметные: ученик научится: - правилам безопасного поведения в бассейне; -терминологии разучиваемых упражнений; - правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены и закаливания; - способности к волевому усилию, преодолению страха перед водой; - открывать глаза в воде, выполнять выдох в воду через нос и рот при выполнении заданий по плаванию; - доставать предметы со дна на мелкой части бассейна; - держаться на воде без всяких движений (лежать на воде на груди и на спине); - прыгать в воду с бортика (ногами вниз) на мелкой части бассейна; - проплывать 8-10 м в избранной координации; ученик получит возможность научиться: - составлять и правильно выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики; - организовывать и проводить самостоятельные формы занятий по плаванию под руководством взрослых; - уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой и плаванием; - проплывать 10 – 16 м одним из спортивных способов плавания. |
Обучающие Обучающиеся ознакомятся с общими представлениями о спортивном плавании, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. У них формируются различные техники спортивных способов плавания. Дети приобретают теоретические и практические знания по основам гигиены и закаливания, дети знакомятся с правилами профилактики и укрепления здоровья. |
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Плавание» предназначена для работы с детьми 2 класса начальной школы – возраст 8-9 лет. Набор детей в группу по плаванию осуществляется по желанию самих учащихся и по состоянию здоровья. Принимаются дети, отнесённые к основной и подготовительной группе, которых допустил врач, о чем должна свидетельствовать медицинская справка, в которой нет противопоказаний. Рекомендуемая наполняемость групп 10 – 15 человек.
Сроки реализации программы
Программа по «Плаванию» для учащихся 2-х классов рассчитана на весь учебный год и состоит из следующих этапов:
I. Основы знаний – 4 часа.
II. Общая физическая подготовка – 6 часов.
III. Плавательная подготовка – 58 часов.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий – аудиторные. Форма организации деятельности – групповая и индивидуально – групповая. Занятие по плаванию имеет свою специфику и состоит из трёх частей. Подготовительная часть проводится на суше и включает в себя постановку задач урока, осуществляется организация обучающихся, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений для формирования мышечного корсета; ознакомление с элементами техники движений, которые дети будут выполнять в воде. Это подготавливает учащихся к выполнению задач основной части урока.
В основной части урока – дети овладевают элементами новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки, играют в воде.
В заключительной части урока для снятия физической и эмоциональной напряжённости учащиеся выполняют дыхательные упражнения, принимают гигиенические процедуры.
Программа рассчитана на 68 часов, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа.
Планируемые результаты и формы их оценки по итогам реализации программы
К концу 1-го года обучения (2 класс) дети научатся:
основным мерам безопасности на воде,
будут иметь представление об основных техниках плавания,
научатся держаться на воде,
организовывать игры на воде,
проплывать 8-10 м в избранной координации;
получат возможность научиться:
проплывать 10 – 16 м одним из спортивных способов плавания,
изучить технику ныряния,
организовывать и проводить самостоятельные формы занятий по плаванию под руководством взрослых.
Формами подведения итогов реализации программы по «Плаванию» являются:
- контрольные задания
- соревнования
- эстафеты.
Учебно - тематический план
Раздел |
Содержание |
Часов по разделу |
Часов по теме |
I |
Основы знаний |
4 |
|
II |
Общая физическая подготовка |
6 |
|
III |
Плавательная подготовка: |
58 |
|
|
6 |
||
|
22 |
||
|
12 |
||
|
8 |
||
|
3 |
||
|
1 |
||
|
6 |
||
Итого: 68 часов |
Содержание программы:
Основы знаний – 4 ч. Правила поведения в бассейне. Правила безопасности на воде. Личная гигиена школьника. Понятие о закаливании.
Общефизическая подготовка - 6 ч. Строевые упражнения, ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных и внутренних сторонах стопы, с различными положениями рук. Общеразвивающие упражнения (преимущественно на гибкость, координацию), упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца, подвижные игры, эстафеты.
Плавательная подготовка – 58 ч.
Освоение с водной средой – 6 ч. Погружения в воду на задержке дыхания, открывание глаз под водой, доставание предметов со дна бассейна, выдохи в воду, упражнения «поплавок», «звёздочка» на груди и на спине, «стрела» на груди и на спине с различными положениями рук.
Кроль на груди – 22 ч. Скольжения на груди с различными положениями рук. Движения ногами кролем в опорном и безопорном положении. Плавание при помощи движений ногами на груди с различными положениями рук и с плавательной доской 8 - 10 м. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение на груди с движением рук. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Движения рук и ног при плавании кролем на груди. Движения головой при выполнении вдоха. Согласование движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, с работой ног. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание с дыханием на второй, третий гребок. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.
Кроль на спине – 12 ч. Движения ногами. Плавание при помощи движений ногами кролем на спине с различными положениями рук отрезки по 8 - 10 м. Лежание на спине с поддерживающими средствами, зажатым между ногами. Движения рук кролем на спине поочерёдные и одновременные. Плавание при помощи движений руками кролем на спине с резиновым кругом, зажатым между ногами. Согласование движений рук и ног при плавании кролем на спине. Плавание в полной координации.
Брасс – 8 ч. Движения руками брассом. Согласование дыхания с работой рук при плавании брассом. Плавание при помощи движений руками брассом с проволакиванием ног. Согласование движений руками брассом с движениями ногами кролем.
Плавание в избранной координации – 2 ч.
Контрольный урок – 1 ч.
Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки – 5 часов.
Игры: «Поезд в туннеле», «Спрячься от мяча», «Искатели жемчуга», «Кто дольше?», «Перестрелка», прыжок вниз ногами («солдатиком») на мелкой части бассейна. Различные эстафеты.
Литература, используемая педагогом
1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт, 2011.
2. Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М., 2006.
3. Лях В.И. Учебник «Физическая культура 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011.
4. Лях В.И., Зданевич А.А., «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». М.; «Просвещение», 2012.
5. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2011.
6.
7. http://swimblog.ru/knigi-po-plavaniyu/ - электронные книги по плаванию.
Литература для обучающихся
1.Лях В.И. Учебник «Физическая культура 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011.
2.
3.
© 2017, Васильева Алла Михайловна 1297