СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности по плаванию 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа

по внеурочной деятельности

«Плавание»

Учитель - Васильева Алла Михайловна

Классы - 2

2016 – 2017 уч. год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Плавание» для учащихся 2 класса составлена на основе государственной «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» Ляха В.И., Зданевича. А.А. М.; «Просвещение», 2012 г.

Согласно новому образовательному стандарту общего образования внеурочная деятельность детей является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Статистика последних лет говорит о том, что с каждым годом происходит катастрофическое снижение показателей здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности учащихся. Растёт количество учащихся, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно–двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, дисплазия грудной клетки, плоскостопие…). В связи с этим возникла необходимость в разработке дополнительных образовательных программ для начальных классов физкультурно-спортивной направленности.

Имея спортивно-оздоровительное направление деятельности, занятия плаванием являются наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц.

Плавание как один из видов спортивно-оздоровительной деятельности, способствует также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Плавание» по внеурочной деятельности для начальных классов состоит в том, что традиционная организация учебного процесса при доминантной сидячей рабочей позе учащихся требует проведение специальных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний опорно–двигательного аппарата. Особенно остро стоит вопрос в начальной школе. Резкая перемена двигательного режима, выражается в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данного фактора.

Плавание – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать, причем большую часть пострадавших на воде составляют дети школьного и младшего школьного возраста. Многие дети просто боятся воды.

Педагогическая целесообразность программы

Начинать заниматься плаванием лучше с начальной школы. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела. На занятиях плаванием учащиеся познакомятся с водной средой, научатся самостоятельно держаться на воде и перемещаться в нужном направлении, получат начальные навыки плавания, изучат спортивные способы плавания.

В процессе обучения выбирают и применяют те формы, средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

Применение методов дифференцированного, проблемного, индивидуального и развивающего обучения, позволяют формированию индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности обучающихся.

При обучении плаванию мы используем три основных групп методов: словесные, наглядные и практические. Словесные методы (описание, объяснение, рассказ, беседа, разбор, даются указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др., ) - помогают ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. В связи со спецификой плавания, все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для обучающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться.

Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.

Использование наглядных методов помогает создать конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике.

При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм, соревнованиям и эстафетам на воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить предыдущий материал. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности.

Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование физических качеств, а также творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение плавать.

Основными задачами физического воспитания обучающихся в плавательном бассейне являются:

1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

2) повышение умственной и физической работоспособности;

3) приобретение жизненно необходимого умения плавать;

4) овладение элементами трех способов плавания;

5) улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

6) профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств лечебно-оздоровительного плавания.

Занятия физической культурой в условиях плавательного бассейна имеют большое обучающее, воспитательное и развивающее значения.

Универсальные учебные действия

Планируемые результаты

Задачи программы

Личностные

Личностные: - приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности;

- воспитание дисциплинированности, трудолюбия, упорства, самостоятельности при выполнении заданий по плаванию;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Воспитательные

Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей. Воспитать позитивную самооценку, самоуважение;

способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

Метапредметные

Регулятивные

уметь принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств; способность к волевому усилию, оценка правильности выполнения двигательных действий при перемещении в бассейне.

Развивающие

Во время занятий по плаванию учащиеся учатся развивать умение координировать свои действия с действиями партнеров, способность доброжелательного и чуткого отношения к товарищам. У них развивается позитивная самооценка и самоуважение. Они приобретают жизненно важные навыки для выживания в экстремальных ситуациях; формируются умения использовать эти навыки.

Познавательные

осуществлять анализ выполненных действий, выделять необходимую информацию; активно включаться в процесс выполнения заданий по плаванию; выражать творческое отношение к выполнению заданий

Коммуникативные

– уметь слушать и слышать, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; уметь решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы.

Предметные:

ученик научится:

- правилам безопасного поведения в бассейне;

-терминологии разучиваемых упражнений;

- правилам выполнения общих и индивидуальных основ личной гигиены и закаливания;

- способности к волевому усилию, преодолению страха перед водой;

- открывать глаза в воде, выполнять выдох в воду через нос и рот при выполнении заданий по плаванию;

- доставать предметы со дна на мелкой части бассейна;

- держаться на воде без всяких движений (лежать на воде на груди и на спине);

- прыгать в воду с бортика (ногами вниз) на мелкой части бассейна;

- проплывать 8-10 м в избранной координации;

ученик получит возможность научиться:

- составлять и правильно выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики;

- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий по плаванию под руководством взрослых;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой и плаванием;

- проплывать 10 – 16 м одним из спортивных способов плавания.

Обучающие

Обучающиеся ознакомятся с общими представлениями о спортивном плавании, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. У них формируются различные техники спортивных способов плавания. Дети приобретают теоретические и практические знания по основам гигиены и закаливания, дети знакомятся с правилами профилактики и укрепления здоровья.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Данная дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «Плавание» предназначена для работы с детьми 2 класса начальной школы – возраст 8-9 лет. Набор детей в группу по плаванию осуществляется по желанию самих учащихся и по состоянию здоровья. Принимаются дети, отнесённые к основной и подготовительной группе, которых допустил врач, о чем должна свидетельствовать медицинская справка, в которой нет противопоказаний. Рекомендуемая наполняемость групп 10 – 15 человек.

Сроки реализации программы

Программа по «Плаванию» для учащихся 2-х классов рассчитана на весь учебный год и состоит из следующих этапов:

I. Основы знаний – 4 часа.

II. Общая физическая подготовка – 6 часов.

III. Плавательная подготовка – 58 часов.

Формы и режим занятий

Форма проведения занятий – аудиторные. Форма организации деятельности – групповая и индивидуально – групповая. Занятие по плаванию имеет свою специфику и состоит из трёх частей. Подготовительная часть проводится на суше и включает в себя постановку задач урока, осуществляется организация обучающихся, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений для формирования мышечного корсета; ознакомление с элементами техники движений, которые дети будут выполнять в воде. Это подготавливает учащихся к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока – дети овладевают элементами новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики нарушений осанки, играют в воде.

В заключительной части урока для снятия физической и эмоциональной напряжённости учащиеся выполняют дыхательные упражнения, принимают гигиенические процедуры.

Программа рассчитана на 68 часов, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа.

Планируемые результаты и формы их оценки по итогам реализации программы

К концу 1-го года обучения (2 класс) дети научатся:

основным мерам безопасности на воде,

будут иметь представление об основных техниках плавания,

научатся держаться на воде,

организовывать игры на воде,

проплывать 8-10 м в избранной координации;

получат возможность научиться:

проплывать 10 – 16 м одним из спортивных способов плавания,

изучить технику ныряния,

организовывать и проводить самостоятельные формы занятий по плаванию под руководством взрослых.

Формами подведения итогов реализации программы по «Плаванию» являются:

- контрольные задания

- соревнования

- эстафеты.

Учебно - тематический план

Раздел

Содержание

Часов по разделу

Часов по теме

I

Основы знаний

4

II

Общая физическая подготовка

6

III

Плавательная подготовка:

58

  • освоение с водной средой

6

  • техника плавания способом кроль на груди

22

  • техника плавания способом кроль на спине

12

  • техника плавания способом брасс

8

  • плавание в избранной координации

3

  • контрольный урок

1

  • игры на воде

6

Итого: 68 часов

Содержание программы:

Основы знаний – 4 ч. Правила поведения в бассейне. Правила безопасности на воде. Личная гигиена школьника. Понятие о закаливании.

Общефизическая подготовка - 6 ч. Строевые упражнения, ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных и внутренних сторонах стопы, с различными положениями рук. Общеразвивающие упражнения (преимущественно на гибкость, координацию), упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца, подвижные игры, эстафеты.

Плавательная подготовка – 58 ч.

Освоение с водной средой – 6 ч. Погружения в воду на задержке дыхания, открывание глаз под водой, доставание предметов со дна бассейна, выдохи в воду, упражнения «поплавок», «звёздочка» на груди и на спине, «стрела» на груди и на спине с различными положениями рук.

Кроль на груди – 22 ч. Скольжения на груди с различными положениями рук. Движения ногами кролем в опорном и безопорном положении. Плавание при помощи движений ногами на груди с различными положениями рук и с плавательной доской 8 - 10 м. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение на груди с движением рук. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Движения рук и ног при плавании кролем на груди. Движения головой при выполнении вдоха. Согласование движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, с работой ног. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание с дыханием на второй, третий гребок. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Кроль на спине – 12 ч. Движения ногами. Плавание при помощи движений ногами кролем на спине с различными положениями рук отрезки по 8 - 10 м. Лежание на спине с поддерживающими средствами, зажатым между ногами. Движения рук кролем на спине поочерёдные и одновременные. Плавание при помощи движений руками кролем на спине с резиновым кругом, зажатым между ногами. Согласование движений рук и ног при плавании кролем на спине. Плавание в полной координации.

Брасс – 8 ч. Движения руками брассом. Согласование дыхания с работой рук при плавании брассом. Плавание при помощи движений руками брассом с проволакиванием ног. Согласование движений руками брассом с движениями ногами кролем.

Плавание в избранной координации – 2 ч.

Контрольный урок – 1 ч.

Подвижные игры и развлечения на воде, учебные прыжки – 5 часов.

Игры: «Поезд в туннеле», «Спрячься от мяча», «Искатели жемчуга», «Кто дольше?», «Перестрелка», прыжок вниз ногами («солдатиком») на мелкой части бассейна. Различные эстафеты.

Литература, используемая педагогом

1. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт, 2011.

2. Карпенко Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М., 2006.

3. Лях В.И. Учебник «Физическая культура 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011.

4. Лях В.И., Зданевич А.А., «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов». М.; «Просвещение», 2012.

5. Фирсов З.П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2011.

6. http://www.fizkult-ura.ru/books/swimming/15. Плавание. Учебник /Под ред. Платонова В.М. - Киев: "Олимпийская литература", 2000. - 493 с.

7. http://swimblog.ru/knigi-po-plavaniyu/ - электронные книги по плаванию.

Литература для обучающихся

1.Лях В.И. Учебник «Физическая культура 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011.

2.http://swimblog.ru/files/books/A_V_Kozlov_Plavanie_dostupno_vsem.pdf - электронный учебник «Плавание доступно всем».

3.http://swimblog.ru/knigi-po-plavaniyu/ - электронные книги по плаванию.

Категория: Физкультура
11.01.2017 11:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП