СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы для работы с подростками

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины

трудновоспитуемости по следующей схеме:

  • что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
  • какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
  • с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ребенок, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;
  • были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как

их исправить.

  1. Если «трудность» наследственная, то к таким детям нужен особый подход:
  • Особое внимание;
  • снисходительность в некоторых ситуациях;
  • поощрение, ласка, терпеливость;
  • главное, справедливость, поскольку они очень чувствительны и ранимы (более сильно

реагируют на самый незначительный раздражитель).

Если наказывать таких детей, то надо отдавать себе отчет в том, так ли это необходимо и

как это сделать; при этом форма наказания должна соответствовать проступку. В

иных случаях необходимо, прежде всего, попытаться устранить причину «трудности»

(например, психотравмирующую ситуацию).

  1. Нельзя оправдывать негативные поступки подростка, не делать для него исключений, но и

не возлагать на него ответственность за все плохое, что происходит в классе, т.е. не делать

из подростка «козла отпущения».

  1. Оценивайте сам поступок подростка, не переносите эту оценку на его личность: «Ты

поступил плохо, потому что…», но не «Ты плохой…»

  1. Надо ясно показать подростку его права и обязанности, т.е. то, что ему разрешено и за

что он несет ответственность.

  1. Будьте терпеливы в общении. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать верх

любой ценой, ведь Вы тоже не застрахованы от ошибок.

  1. Старайтесь действовать не прямой атакой, а тактическим маневром.

  1. «Остыньте» прежде, чем действовать или высказывать свое мнение в ответ на вызов,

брошенный Вам «трудным» подростком. Иначе конфликта не избежать.

  1. Умейте не только наказывать подростков, но и хвалить, если они того заслуживают.

  1. Помните! Требуя чего-либо от подростков, не следует торговаться.

  1. Не ставьте на подростке «крест». Дайте ему шанс на исправление своей ошибки.

  1. Не пытайтесь загнать подростка в «угол», поставить в затруднительное положение: этим Вы только спровоцируете его на сопротивление.

  1. Умейте смеяться, шутить, используйте юмор в общении с подростками, но не подшучивайте и не насмехайтесь над ними.

  1. Обязательно сдерживайте данное подростку обещание: это является хорошим примером и стимулирует развитие чувства ответственности у подростка, а также повышает ваш

авторитет в его глазах.

  1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью должен быть систематическим и конкрет-

ным: реагировать на неудовлетворительные отметки и пропуски занятий надо сразу же,

по горячим следам, обсудив данную проблему с самим ребенком, учителем и родителями.

  1. Организовать свободное время подростка, чтобы он был занят полезным делом, чтобы у

него не оставалось времени на совершение правонарушений. При этом предварительно

определите сферу его интересов, даже если они неустойчивы или не входят в сферу дея-

тельности школы.

  1. Поскольку чаще всего «трудный» подросток не имеет возможности полноценного обще-

ния с мужчиной, достойным примера (либо отца нет совсем, либо он алкоголик и т.п.), то лучше помочь подростку записаться в секцию или кружок, где руководителем является

мужчина.

  1. Как правило, антисоциальное поведение – это маска, за которой подросток пытается

скрыть свою неуверенность или замаскировать свои внутренние проблемы и пережива-

ния. Поэтому надо стараться создавать для него даже малейшие ситуации успешности, чтобы бы он поверил в свои силы. При этом поощрять его за успехи, чтобы он понимал, что его

тоже ценят за хорошее.

  1. Постарайтесь установить контакт с родителями и выработать единую тактику действий,

чтобы помочь подростку не стать правонарушителем.

  1. Не надо пытаться изменить других людей, надо пробовать изменить собственное отноше-

ние к подростку: постараться понять его и помочь, если будет необходимо.

  1. Будьте тактичны в применении мер воздействия на подростка: они должны соответство-

вать степени вины.

  1. Необходимо совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допус-

кать в нем изолированности трудного подростка.

Категория: Психологу
04.05.2015 14:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП