СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий, включающих:

1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.

3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.

4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом.

Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДОО и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги:

1 Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО. Устав ДОО, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика.

2 Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОО:

– специфику организации видов деятельности;

– обустройство развивающей предметно-пространственной среды;

– организацию режима дня; разработку традиций и ритуалов ДОО;

– праздники и мероприятия. ООП ДО и Программа воспитания.

3 Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО:

- требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников.

- взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

- социальное партнерство ДОО с социальным окружением.

- договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.

Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;

- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Масленица и т.п., общественно-политические праздники (День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)

Во второй половине дня планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.

6-8 лет

Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т. д.).

Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, закреплять умение использовать полученные навыки и знания в жизни.

Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Привлекать детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы праздничной культуры.

Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями, животными, окружающей природой. Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры. Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании. Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др. Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

- оформление помещений;

- оборудование;

- игрушки.

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

.

Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОО вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

- требования пожарной безопасности;

- перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей;

- рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;

- требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения.

Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения.

Они направлены на:

- обеспечение безопасных условий для воспитанников;

- стимулирование творческого развития;

- обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью вывить таланты ребенка.

Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала.

Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей

Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОО – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.

Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.

Наименование

Основные требования

Группа «Василёк»

Групповое помещение оснащено детской мебелью, игрушками и пособиями отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников

Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра.

Участок группы «Василёк»

Участки для прогулок, прогулочные веранды, спортивный

участок, ограждение.

Материалы и оборудование для двигательной активности

включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия;

для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания

и лазания; для общеразвивающих упражнений

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

В группе «Василёк» образовательный процесс осуществляется под руководством двух воспитателей, имеющих педагогическое образование, курсы переподготовки и соответствие занимаемой должности «воспитатель», а также помощника воспитателя.

Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.

Наименование должности

(в соответствии со

штатным расписанием ОО)

Функционал, связанный

с организацией и реализацией воспитательного

процесса

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

- обеспечивает занятие обучающихся творчеством, медиа, физической культурой;

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОО;

– организация работы по формированию общей культуры будущего школьника;

- внедрение здорового образа жизни;

– внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса;

–организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими в рамках воспитательной деятельности;

Помощник воспитателя

- совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью;

- участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

В данном разделе представлены решения на уровне ОО по внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников, ведению договорных отношений по сетевой форме организации образовательного процесса по сотрудничеству с другими организациями в том числе с образовательными организациями дополнительного образования и культуры. Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с внедрением основной образовательной программы воспитания (в том числе Программы развития образовательной организации).

Представлен Перечень локальных правовых документов ДОО, которые обязательно вносятся изменения после принятия основной образовательной программы по воспитанию.

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения

реализации программы воспитания в ДОО включает:

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).

Основные локальные акты:

- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска

- Годовой план работы ДОО на учебный год;

- Календарный учебный график;

- Рабочая программа воспитания в ДОО;

- Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть ООП ДО;

- Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОО;

- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОО (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОО);

Подробное описание приведено на сайте http://www. ckrmamistov.minobr63.ru структурного полразделения "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска

3

Реализация цели и задач воспитания детей.

Цели и задачи воспитания, отражённые в Рабочей программе воспитания подготовительной группы «Василёк», выделены в отдельные блоки.

Блок «Юный патриот».

В блок входит организованная образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с основами этики (формированием понятий «хорошо» / «плохо»), элементарными правилами этикета, патриотическое, правовое и трудовое воспитание дошкольников, а также обучение основам безопасности жизнедеятельности. Обоснование: в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года решается задача патриотического воспитания: развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Для реализации блока в образовательной организации используются следующие формы работы:

- реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам российской федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации;

-диссеминация позитивного педагогического опыта по направлению модуля;

- участие в конкурсах педагогических достижений и детских конкурсах по направлению модуля на уровне Самарского региона;

- диссеминация позитивного педагогического опыта по направлению модуля на уровне города;

- участие в социальных акциях, посвященных государственным праздникам (День флага Российской Федерации, День России);

- показ открытых мероприятий по направлению модуля на уровне города;

- участие в профильных конкурсах педагогических достижений;

- структурное подразделение посещают представители разных профессий (пожарные, полицейские и медицинские работники) и рассказывают им о правилах безопасного поведения и пользе их соблюдения;

- в корпусах структурного подразделения созданы специальные предметно-пространственные условия для развития навыков безопасного поведения (расставлены дорожные знаки на прогулочной площадке, способствующие формированию навыков безопасности дорожного движения, сделана разметка центров безопасности и пр.;

В группах правила поведения в разных ситуациях разрабатываются совместно с детьми (Проекты «Наше право», «Этика поведения») и доступны для обращения к ним в течение дня; педагог совместно с детьми вырабатывает правила безопасного поведения, вместе с детьми изготавливает информационные листы (картинки)-напоминания и размещает их в группе, как результат совместных договоренностей, обращается к ним в течение дня; в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования проводятся занятия, проекты, организуются культурные практики по ознакомлению дошкольников с основами этики (формированием понятий «хорошо» / «плохо»), элементарными правилами этикета, патриотическому, правовому и трудовому воспитанию дошкольников, а также обучению основам безопасности жизнедеятельности.

Проводится индивидуальная коррекционная работа по направлению модуля; индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) по направлению модуля.

06.10.2022 08:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП