СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
2.1.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Старший дошкольный возраст 6- 8 лет
Вид детской деятельности |
Формы организации |
Способы, методы |
Средства |
Игровая |
экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей |
Игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с игрушками, игры с животными) Сюжетные самодеятельные игры (сюжетно–отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). Обучающие игры (сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные). Досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные Обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые) Тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) Досуговые игры (игрища, тихие игры, игры-забавы) |
- средства, специально созданные (или заведенные, например, декоративные домашние животные), для игры и используемые строго по назначению; - средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих); - материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры. |
Двигательная |
экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям |
наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические(повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме |
- двигательная активность, занятия физкультурой; - эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода); - психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).
|
Коммуникативная |
экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям
|
Наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть; - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры). |
- общение взрослых и детей; - художественная литература; - культурная языковая среда; - изобразительное искусство, музыка, театр; - обучение родной речи на занятиях; - занятия по другим разделам программы
|
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
- поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные); - дежурство во время подготовки к НОД; - коллективный труд
|
- решение маленьких логических задач, загадок; - приучение к размышлению, эвристические беседы; - беседы на этические темы; - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций; - рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; - просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов; - задачи на решение коммуникативных ситуаций; - придумывание сказок; - приучение к положительным формам общественного поведения; - показ действий; - пример взрослого и детей; - целенаправленное наблюдение; -организация интересной деятельности (общественно-полезный характер); - разыгрывание коммуникативных ситуаций; - создание контрольных педагогических ситуаций |
- ознакомление с трудом взрослых; - собственная трудовая деятельность; - художественная литература; - музыка; -изобразительное искусство.
|
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность, театрализованная деятельность, игра |
- чтение (слушание); - обсуждение (рассуждение); - рассказывание (пересказывание), декламация; - разучивание; - ситуативный разговор. |
Художественная литература, изобразительное искусство, музыкальная деятельность |
Познавательно-исследовательская деятельность
|
экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги |
наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры) |
художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки |
Изобразительная и конструирование |
Непрерывная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность |
наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации |
художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры |
Музыкальная |
Непрерывная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, праздники - фронтальные музыкальные занятия (комплексные, тематические, традиционные); - праздники и развлечения; - игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры); - музыка на других занятиях; - совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли); - индивидуальные музыкальные занятия (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах |
- наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений; - словесный: беседы о различных музыкальных жанрах; - словесно-слуховой: пение; - слуховой: слушание музыки; - игровой: музыкальные игры; - практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.
|
- музыкальные инструменты; - музыкальный фольклор.
|
2.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1.Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Образовательный процесс в ДОО имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями нашего региона, города, микрорайона.
1.Климатические. Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении строится с учётом специфических климатических особенностей региона, к которому относится Самарская область и город Новокуйбышевск – это средняя полоса России, времени начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивности их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана работы в ДОО. Умеренный континентальный климат Самары и Самарской области позволяет организовывать прогулки воспитанников на свежем воздухе круглый год в соответствии с требованиями СанПина в зависимости от возрастных особенностей детей.
При планировании графика образовательного процесса выделяется два периода:
• холодный период: учебный год (сентябрь-май) - определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм деятельности;
• летний период (июнь-август), с соответствующим режимом дня.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, приобщению к культуре речи дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России). На занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка) детям предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательных способностей эти образы дошкольники передают через движения.
2.Национально-культурные
Основной контингент воспитанников дошкольного учреждения - россияне, родной язык которых – русский. Образовательный процесс осуществляется на русском языке. В то же время в детском саду есть дети из семей других национальностей: татары, чуваши, мордва, украинцы и т.д. Самарская область – многонациональный край, город Новокуйбышевск берёт начало от существования чувашских, мордовских и русских Липягов.
В рамках образовательной программы предусмотрено ознакомление дошкольников с традициями и обычаями народов Поволжья. Данный факт учитывается при составлении перспективно- тематического плана работы ДОО.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Самарской областью
№ |
Тема |
Подготовительная группа |
1 |
Я, моя семья |
Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо. |
2 |
Родной город Новокуйбышевск |
Культурно- историческое наследие родного Новокуйбышевска. Особенности городской и сельской местности. Главная улица – Миронова. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Посёлок Липяги,, реки области, города, их современное и древнее название. |
3 |
Природа родного края |
Растительный и животный мир Самарской области. Красная книга. Охрана природы Самарской области. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Самарской области. |
4 |
Самара |
Нефтехимические комплексы Самары и Новокуйбышевска (САНОРС) Жигулёвская ГЭС |
5 |
Быт, традиции |
Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Самарской области, традиционные праздничные блюда. |
6 |
Русский народный костюм |
Особенности Самарского народного костюма |
7 |
Народные игры |
Старинные и современные народные игры, традиционные в Самарской области |
8 |
Земляки, прославившие Самарскую область |
Понятие «земляки». Герои отечественной войны. Наши современники- земляки, прославившие наш город,.область . |
© 2022, Киреева Ольга Ивановна 78