СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизиологическое здоровье учащихся.
Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой (1). Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов.
Отношения «учитель – ученик», характеризуются:
1.положительным эмоциональным состоянием,
2.доброжелательными обоюдными отношениями.
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:
1.просьбы, а не требования;
2.убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
3.четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
4.компромисс, а не конфронтацию и т.д.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На уроке интеллектуальный комфорт достигается:
1.сменой видов деятельности;
2.достижением желаемого результата;
3.поддержкой со стороны педагога;
4.верой в собственные возможности.
Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.
Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:
1.доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
2.создание ситуации успеха на уроке;
3.использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
4.комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).
Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.
В заключение приведем «золотые правила», соблюдение которых обеспечит психологический комфорт всем участникам образовательного процесса:
1.Уважай детей!
2.Не навреди! Ищи в детях хорошее.
3.Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
4.Не приписывай успех себе, а вину ученику.
5.Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
6.На уроке создавай ситуацию успеха.
7.Не кричи, не оскорбляй ученика, ни при каких обстоятельствах.
8.Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
9.Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
10.Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
11.Оценивай поступок, а не личность.
12.Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
© 2017, Паршукова Элла Викторовна 269