СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический комфорт на уроке как условие развития здоровой личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизиологическое здоровье учащихся.

Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой (1). Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов.

Отношения «учитель – ученик», характеризуются:

1.положительным эмоциональным состоянием,

2.доброжелательными обоюдными отношениями.

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

1.просьбы, а не требования;

2.убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

3.четкую организацию, а не жесткую дисциплину;

4.компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

1.сменой видов деятельности;

2.достижением желаемого результата;

3.поддержкой со стороны педагога;

4.верой в собственные возможности.

Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:

1.доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

2.создание ситуации успеха на уроке;

3.использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

4.комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).

Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

В заключение приведем «золотые правила», соблюдение которых обеспечит психологический комфорт всем участникам образовательного процесса:

1.Уважай детей!

2.Не навреди! Ищи в детях хорошее.

3.Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

4.Не приписывай успех себе, а вину ученику.

5.Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

6.На уроке создавай ситуацию успеха.

7.Не кричи, не оскорбляй ученика, ни при каких обстоятельствах.

8.Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

9.Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

10.Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

11.Оценивай поступок, а не личность.

12.Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

18.07.2017 21:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП