СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольный период в жизни ребёнка – прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника. Дошкольный возраст – это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте - игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры. Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем: склонность к подражанию; импульсивность; неспособность к самоконтролю; преобладание чувств над разумом; безграничное стремление быть самостоятельным; активное познание нового. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно: Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим. Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру. Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать. Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат. Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически. Проявлением характера, упрямства и своеволия. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления. Особенностями этого возраста считают: Усложнение волевых проявлений. Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки. Усложнение сюжетно- ролевой игры. Зарождается осознанность выполняемых действий. Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности. Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном. Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности: Безоговорочное доверие взрослому человеку. Особая чувствительность. Преобладание наглядно-образного мышления. Осознание собственных переживаний. Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания. Ожидание оценки своих действий от окружающих. Осознание собственных переживаний. Появление учебного мотива. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог. Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения: Возникновение этических норм. Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев. Появление стремления контролировать собственные действия. Формирование личного сознания, самооценки. Развитие интеллекта в результате учебной деятельности. Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению. Возрастные особенности старших школьников характеризуются активным ростом организма и половым созреванием. Это время показательно повышением работоспособности, увеличению выносливости к различного рода нагрузкам. Трудовая активность школьника – величина непостоянная. Она колеблется в течение недели. В понедельник и вторник происходит постепенное включение организма в работу. Максимум работоспособности приходится на среду- четверг. К субботе силы ослабевают. Сложными для организма являются вторая и четвёртая учебная четверть. Особенно четвёртая, когда проявляется авитаминоз и усталость, накопившаяся в течение года.
© 2017, Паршева Елена Геннадьевна 1949