СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа учителя- логопеда при дислалии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинается с выявления нарушения речи это достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникнове­ния этих нарушений весьма разнообразны. Они являются след­ствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизарт­рия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональ­ные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. и влекут за собой определенные изменения личнос­ти в цепи развития «ребенок—подросток—взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллек­туальные возможности.

Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике кор­рекции речи не утратили своей актуальности.

Необходимый объем помощи такому ученику зависит от ха­рактера диагноза. Некоторые нарушения речи исчезают с возрас­том, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в про­должительной систематической помощи логопеда.

Коррекционная работа с детьми направ­лена на преодоление у них речевых и психофизических наруше­ний путем проведения индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий.

В основу методики таких занятий положен комплекс­но-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фо­нематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные уп­ражнения связываю с определенной темой, например «Птицы», «Звери», или игрой, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется продолжение обучению грамоте. По мере того как развертываются действия по сюжету, ребенок, играя, постигает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», за­крепляет правильное употребление звуков в произношении по­словиц и поговорок, участвует в сочинении сказок, стихов,чистоговорок. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведет­ся работа над просодикой и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывает­ся интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На групповых и подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нару­шениями объединяются. С ними проводится работа по автомати­зации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм язы­ка включаются задания на формирование психофизической сфе­ры детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражне­ния, игры на внимание. Все задания объединяются одной лекси­ческой темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняют дети.

В системе занятий реализуется основной прин­цип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным на­правлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных дви­жений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в простран­стве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и учебной деятель­ности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Отличие этой системы от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг дру­га. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном слу­чае это игра, в другом- путешествие, где дети — участни­ки.

Придуманы разные варианты занятий с использованием: литера­турных персонажей, сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и картин и т.д.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволя­ет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоцио­нального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным мо­ментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использо­вания наглядного материала по всем лексическим темам способ­ствует переходу образов представлений в образы- понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Последовательность ознакомления со звуками в основном пред­лагается в соответствии с рекомендациями О.Правдиной. Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае все­гда должна оставаться возможность для варьирования последо­вательности изучения звуков, изменения количества занятий, по­священных одному или нескольким звукам. Это обусловлено дан­ным составом групп и характером нарушения речи у детей-лого­патов в этих группах.

Схема построения занятий отличается от общепринятой сле­дующими моментами: а) в оргмомент занятий включаются ре­лаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, ды­хательные и физические упражнения;

в) на каждом занятии ве­дется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий;

д) даются за­дания на словотворчество детей;

е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

За­нятия учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фо­нетики, лексики, грамматики, семантики и просодики. В ходе работы прослеживается принцип возмож­ности неограниченного многообразия построения занятий. Прав­да, последнее требует от логопеда полной самоотдачи, экспром­та, умения быть артистом и режиссером.

Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот неко­торые варианты организации занятий с использованием:

  • сказочных сюжетов;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, при­ключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий мозаик, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творче­ства логопеда и ребенка.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

  • развитию всех компонентов речи;
  • формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;
  • развитию познавательных процессов;
  • развитию творческих способностей детей;

•воспитанию нравственно-эстетического развития. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совер­шать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: за­дания на развитие функции языкового анализа и синтеза; под­готовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу разви­тия сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и уп­ражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диало­ги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их вве­дение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они допол­няют содержание занятия и направлены на всестороннее и гар­моничное развитие ребенка.

16.03.2017 20:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП