СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начинается с выявления нарушения речи это достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. и влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок—подросток—взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Необходимый объем помощи такому ученику зависит от характера диагноза. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий.
В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные упражнения связываю с определенной темой, например «Птицы», «Звери», или игрой, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется продолжение обучению грамоте. По мере того как развертываются действия по сюжету, ребенок, играя, постигает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляет правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвует в сочинении сказок, стихов,чистоговорок. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодикой и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.
На групповых и подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняют дети.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Отличие этой системы от применяемых на практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае это игра, в другом- путешествие, где дети — участники.
Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных и картин и т.д.
Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы- понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Последовательность ознакомления со звуками в основном предлагается в соответствии с рекомендациями О.Правдиной. Однако следует помнить, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности изучения звуков, изменения количества занятий, посвященных одному или нескольким звукам. Это обусловлено данным составом групп и характером нарушения речи у детей-логопатов в этих группах.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами: а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий;
д) даются задания на словотворчество детей;
е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Занятия учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодики. В ходе работы прослеживается принцип возможности неограниченного многообразия построения занятий. Правда, последнее требует от логопеда полной самоотдачи, экспромта, умения быть артистом и режиссером.
Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и ребенка.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
•воспитанию нравственно-эстетического развития. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
© 2017, Орлова Юлия Александровна 569