СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из опыта работы старшего учителя ГОУЛНР
« Ровеньковская школа №2» им. А.В. Хоптенко»,
Чайки Людмилы Николаевны
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как путь к успешному обучению»
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”.
Ш.А. Амонашвили
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека и развивает:
·1) эрудицию: сумма знаний из области науки и искусства;
·2) способность к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
·3)способность к логическому мышлению, умению устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
·4) внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления, речь и т.д.
"Творческие способности", или "креативность" (от лат. "creatio") – это созидание. Американский психолог Фромм так говорил об этом : "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
Всё это тесно связано с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности младшего школьника к той или иной деятельности. Каждый из нас, учителей, набирая 1-й класс, хочет, чтобы его дети были интеллектуально и творчески развиты.
Можно ли этого достичь? Конечно, если развитием умственных и творческих способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод.
Для решения этой цели я определила следующие задачи:
1)формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
2)развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
3)воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
На школьном методическом объединении учителей начальных классов я стараюсь информировать коллег о различных новшествах по данной теме и выступала с докладами: «Развивающие творческие упражнения на уроках», «Изучение методов педагогической диагностики», «Дифференцированные домашние задания на уроках математики», «Формирование УУД в начальной школе».
А также на педагогических советах в школе делала доклады по темам: «Развитие креативности учеников и педагогов», « Современный урок - общая работа учителя и учеников».
Особую роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей играют предметные недели в школе, т. к. задания и конкурсы вызывают интерес учащихся своей новизной и занимательностью. Мною проведены недели : русского языка, украинского языка, технологии, литерного чтения и математики.
Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
В своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение активным формам обучения детей. Создаваемые на уроке ситуация проблемы, неожиданности; ситуации предположения и выбора активизируют ребят, побуждают их к действию, поиску, размышлению.
Часто применяю в практике эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся:
1) Нетрадиционное начало: костюмированное представление (Инсценировка сказок на уроках курса «Литературное чтение», видеофрагменты на роках курса «Окружающий мир» по темам «Горизонт», «Звезды и созвездия», «Ориентирование», ребус, загадка, анаграммы, изографы на уроках русского языка по темам «Однокоренные слова», «Части речи» и другие).
2) Постановка и решение проблемных вопросов: «Как помочь планете быть здоровой?», «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.
3) Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. Плюс этой технологии заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение литературного текста, анализ письменной работы одноклассника, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя.
4) Велико значение проектного и исследовательского методов.
Учебный проект - с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет проекта.
Проекты готовим по темам уже с 1 класса. Темы проектов: « Поможем птицам», «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Что значит имя мое», «Что загадочного в цифрах?», « Живая и мёртвая еда»
Возраст 6-10 лет - это возраст «Почемучек», которых интересует всё, что их окружает. Найти ответы на вопросы самому – это гораздо интереснее, нежели услышать готовый ответ. Поэтому исследовательской деятельности в начальной школе уделяется особое внимание. Найти ответ в различных источниках, подготовить презентацию, поделиться с друзьями и получить оценку своей работе стимулируют ребенка к занятию активной позиции. На уроке работают различные группы: «Поисковый центр», «Информационный центр», «Пресс-центр».
5) Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет нас, педагогов, постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных игровыми технологиями.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Большинству учеников освоение нового дается нелегко. Когда же их предупреждают, что новое дело - трудно, то оно может сделаться трудным вдвойне. Если же отказаться от такой "мотивации" и предлагать ее ученикам как видоизменение дела, им уже более или менее известного, то возникают благоприятные условия для игровой формы освоения нового.
По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
На городском форуме педагогического мастерства в марте 2017 года мною был показан мастер–класс, тема которого: « Дидактические игры в начальной школе», где была дана классификация игр и их виды.
Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Я считаю, что развитие творческих способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк. Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.
На уроках русского языка и литературного чтения, начиная с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.
Сказки – любимый литературный жанр у детей. Я предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, придумать продолжение известных сказок, попробовать самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказки « Двенадцать месяцев» я предложила детям самим придумать сказку-загадку о временах года, красочно оформить её. Сказки получились очень интересные: «В гостях у матушки природы», «Четыре феи», «Весёлый год», «Сказка о двенадцати братцах», «Времена года». Свои сказки ребята с удовольствием рассказывают в классе одноклассникам. Изучая на уроках литературного чтения раздел «Устное народное творчество», обучающиеся создают свои книжки-малышки, в которые собирают самые понравившиеся жанры устного народного творчества, а некоторые ребята сочиняют и свои. А с каким интересом дети инсценируют сказки, перевоплощаясь в любимых героев, стараются голосом и жестами показать характер каждого героя.
На уроках русского языка использую грамматические сказки. Это является эффективным приёмом обобщения и систематизации знаний обучающихся по изученной теме. Кроме того, фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. Для удобства я разбиваю сказку на части: после чтения задаю ряд вопросов, прошу детей продолжить сказку. Затем обучающиеся по аналогии создают свои сказки. Такая работа вызывает у них интерес.
На уроках математики, путешествуя по сказочной стране Геометрии, при изучении геометрических фигур также применяю сказки. В качестве творческого домашнего задания предлагаю детям сочинить свою сказку («Как-то раз…», «Сказка о квадрате», «Жизнь весела, если рядом цифры- друзья!» и т.д.).
Таким образом, сказка делает урок более интересным, самостоятельное сочинение сказок развивает речь, воображение, фантазию.
А ещё я использую театрализацию произведений, и помогают нам в этом куклы-рукавички, которые дети изготавливают сами. Сначала они рисуют эскиз-выкройку своей куклы, а потом вырезают и шьют. С этими куклами-рукавичками мы работаем не только на уроках, но и на театральном кружке.
На материале стихотворных текстов обучающиеся учатся умению вслушиваться в стихи, чувствовать их ритм, рифму, вдумываться в каждое слово, видеть, понимать его красоту, новизну и открывать мысли, которые вложил в эти слова автор. Работу над стихотворчеством начинаю с формирования умения рифмовать слова ( кот-крот, гость-гвоздь), затем задания усложняются: предлагаю сочинить двустишие, четверостишие. А дальше дети сами подбирают рифмующие слова и пробуют писать стихи. Я тоже сочиняю стихи и предлагаю свои произведения оценить нашим маленьким экспертам.
Именно в такой работе обучающиеся шаг за шагом раскрывают себя, развивают творческие способности, что ведёт к формированию и закреплению положительной мотивации к учению.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинение требует самостоятельности мышления, развития воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы. Наиболее благоприятным материалом для творческого сочинения является наблюдение за природой и окружающей жизнью. Дети пишут свои сочинения, используя собственные наблюдения, переживания («Секреты весны», «Художник Мороз»). Для творческого развития я предлагаю сочинения по заданному началу («Однажды мы отправились в поход.», «Если бы я был президентом…»), а дальше дети включают свою фантазию. Разнообразие тем для творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды. Например, на уроке литературного чтения, изучая творчество К. И. Чуковского, дети составляли кроссворд по прочитанным произведениям. А по русскому языку дети составляют кроссворды, используя слова с изученной орфограммой.
На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем:
Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю такие творческие задания:
На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:
Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.
Особое место среди внеурочных форм обучения занимают интеллектуальные игры : «Знайки», «Математическая карусель», «Шпаргалка», «Я познаю слово». Игры направлены на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора, познавательных способностей учащихся, формируют у детей умение общаться, брать на себя роль организатора, воспитывают ответственность за коллективное дело.
Работу по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников я провожу на каждом уроке, во внеурочное время и на кружках: « Театральный коллектив» и «Ступеньки к творчеству»
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей.
К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь».
© 2024, Чайка Людмила Николаевна 83