СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная программа образования требует от нас, учителей и наших воспитанников иного взгляда на процесс учения — через призму взаимодействия, процесс узнавания и постижения нового — через выстраивание траектории собственного постижения истины и видения конечного результата.
Целью моей педагогической деятельности является — развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся на уроках музыки
Как известно, творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс -это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений, навыков. Он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Стремительный переход казахстанского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что выросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.
Поэтому на уроках необходимо:
научить разрабатывать идеи и активизировать познавательную деятельность;
развивать интерес, «разбудить воображение»;
воспитывать коммуникативные качества личности.
Для получения качественных знаний на данном этапе важнейшей составной частью является самореализация и саморазвитие учащегося через самостоятельное получение знаний из различных источников, умение применять эти знания на практике. Сегодня в детях высок уровень самостоятельного познания, ребята стремятся поработать с дополнительной литературой, принести новую, сенсационную информацию, которой владеют только они сами. Учащиеся не боятся высказывать свои мысли, проявлять инициативу, делать предложения. Они самокритичны, умеют выслушать, сделать выводы, очень любят советовать, имеют на все свою точку зрения.
Процесс саморазвития и самореализации — это конечно же творческий процесс. И важно, чтобы и учитель подходил к процессу обучения, развития и воспитания на своих уроках творчески. Урок музыки уже сам по себе урок творческий. Получая знания по предмету, ребята в полной мере могут реализовать свои творческие способности, какого бы вида деятельности это не касалось.
Начиная урок с озвучивания темы, я всегда задаю вопрос — а что они знают об этом? Сегодня этот прием называется «мозговой штурм». Ребята высказывают свои мысли по теме, активно участвуя в обсуждении вопроса, и это позволяет не тратить время на озвучивание тех фактов, которые им уже знакомы, больше уделять внимание тому, что им еще не известно. И если тема занимает несколько уроков, то ребята 5 — 6 классов применяют методы проблемно-поисковые и репродуктивные, стараясь найти самое интересное по данному вопросу.
Достижения педагогики и психологии во всем мире доказали важнейшую роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии учащихся. И.Карлей, - опытный педагог-музыкант, считал, что для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, которые станут уроками жизни. А. Маслоу, один из современных западных психологов писал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать», - отсюда — важно делать акцент на умении учителя рассказывать о музыке увлекательно, непринужденно и естественно, выстраивая необходимый «уровень» коммуникативности.
Слушание музыки — один из видов деятельности, позволяющий научить ребят не только слушать, но и слышать музыку, размышлять о ней, думать о том, что подвигло композитора именно так выразить свои мысли, чувства, переживания, - ведь музыка неразрывно связана с их собственной жизнью, их взглядами на происходящее вокруг них.
Используя в своей работе технологии по критическому мышлению, я вижу, что современный урок может стать по-настоящему интересным не только для учителя, но и для учеников, которые очень легко и свободно включаются в процесс урока. Если учитель переживает о том, как дети будут работать, поймут ли они, как будут выполнять задания, то ученики не чувствуют напряжения, они работают, - активно и результативно. Меняется их отношение к предмету, они участвуют в обсуждении вопросов, предлагают свои выводы и решения по любому из них.
Используя новые технологии обучения можно предложить ребятам выразить свое мнение о прослушанном произведении через написание:
эссе, (раньше на своих уроках я называла это мини- сочинение);
составить кластер (работая в парах, группах);
составить синквейн (самостоятельно, в парах, в группах).
Используя стратегии, такие как «пятистишие» (синквейн), эссе, «диаграмму Венна», стала замечать, как повышается у ребят интерес к уроку, - им нравится писать стихи, рисовать то, что они себе представляют, слушая музыку.
Работая с текстом (чтение с остановками), стремятся выполнить работу первыми, находя в тексте новые термины и понятия. Урок становится более интересным и доступным, обеспечивая более тесное взаимодействие учителя с классом, а главное — добытые таким образом знания, лучше запоминаются. Таким образом учитель может развивать способности и воображение учеников, их стремление к знаниям.
Используя метод проектов:
составление кроссвордов;
ребусов (названия инструментов и знание нотной грамоты);
сочинить рассказ, сказку, частушки;
нарисовать рисунок;
составить тесты;
написать реферат, или краткое сообщение по теме;
придумать музыку к четверостишию.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, можно использовать специальные приемы, упражнения, направленные на выработку идей
прием «банк идей» ( свободное самовыражение);
«источник вдохновения» (в свободное время можно использовать дополнительные источники информации по теме);
В процессе реализации проекта, учащиеся становятся коммуникативными, учатся работать с информацией, самостоятельно добывать знания.
Во время распевания можно исполнять каноны и попевки, придуманные учениками. Можно использовать также речитативы при пропевании заданных фраз, словосочетаний, своего имени, или диалога между учащимися.
Пение — еще один этап урока, состоящий из:
- знакомства с песней;
разучивания;
исполнения хором;
исполнения в группах;
индивидуальное исполнение.
Не каждому ребенку изначально дано умение слышать музыку правильно, воспроизводить мелодию, но при правильном подходе к разучиванию и исполнению песен, многие дети со временем начинают исполнять песни довольно успешно. Здесь важно, чтобы учитель поощрял, подбадривал, умело направлял каждого ученика, давая возможность всем исполнять песни индивидуально. В младших классах во время пения можно инсценировать тексты песен, что тоже развивает творческие способности детей.
В начальных классах одним из важных этапов урока является физминутка, поскольку дети младшего возраста быстро утомляются. К тому же они любят двигаться под музыку, не стесняются самовыражения своего видения мелодии или песни. Для физминуток можно использовать хорошо знакомые песни, в которых рассказывается о поведении домашних и диких животных, птиц, о действии любимых сказочных персонажей. Или просто предложить ребятам под плясовую мелодию выполнить те танцевальные движения, которые им нравятся. Здесь ярко проявляются дети с музыкальными способностями.
Используя на своих уроках новые технологии обучения, можно учиться самим и учить ребят активно формировать исследовательские навыки, создавать ситуацию успеха у школьников разного уровня подготовленности, а смена видов деятельности на уроках музыки позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровне.
Положительная психологическая атмосфера на уроке побуждает к активному участию учеников в уроке, самостоятельному поиску ответов и использованию полученных знаний. А хороший темп урока позволяет использовать разные виды деятельности, направленные на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
© 2017, Гаврис Наталья Дмитриевна 1108