СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые кубики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные игры и упражнения

Работать с кубиками можно начинать уже с 4 лет. Поэтому описания игр и упражнений начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).

Основные задания:

  • Назови слово;
  • Составь словосочетание;
  • Составь предложение, дополни предложение;
  • Опиши словами / изобрази; отгадай по описанию;
  • Подбери рифму;
  • Поговори с другом / с незнакомцем (вопрос, просьба, диалог);
  • Составь короткий рассказ;
  • Расскажи историю (из собственного опыта, из услышанного, из мультфильмов), сочини историю или небылицу;
  • Скажи выразительно.

Педагог в своей практике очень быстро смогут самостоятельно расширить список игр и упражнений с кубками, которые можно предложить детям.

  1. Упражнения для знакомства с кубиками

С каждым кубиком необходимо провести для детей как минимум 1 занятие-знакомство.

Возможная последовательность предъявления кубиков в самом начале работы: “Семья”, “Транспорт”, “Семья” + “Транспорт”, “Профессии”, “Эмоции”, “Профессии” + “Эмоции”, “Погода”, “Местность”, “Погода” + “Местность”, “Волшебные предметы”, “Предлоги”, “Волшебные предметы” + “Предлоги”, “Незнакомцы”, “Выразительность речи”, “Незнакомцы” + “Выразительность речи”. Далее кубики можно объединять по любому выбранному педагогом принципу, в зависимости от задач занятия.

СЛОВО

  • Упражнения с одним кубиком
  • Повтори, что изображено на кубике (существительные).
  • Назови, что изображено на кубике (существительные).
  • Назови одним словом все изображения на кубике. Продолжи ряд (обобщения).
  • Назови, что изображено на кубике, и скажи, какое оно (прилагательные).
  • Назови несколько похожих определений: какой он / она (синонимы).
  • Скажи, что он делает / умеет делать / любит делать (глаголы).
  • Назови, что изображено на кубике, и назови ласково (уменьшительно-ласкательная форма).
  • Назови, что изображено на кубике. Я тебе скажу, какое оно (варианты: что делает / как делает), а ты скажи наоборот (антонимы). Вариант: найди на кубике рисунок с противоположным значением и назови (примеры: день-ночь, старый-молодой).
  • Назови, что есть у этого персонажа / предмета, в том числе то, чего не видно на изображении (примеры: части машин и предметов, части тела человека и его одежда, инструменты и экипировка по профессиям.).
  • Назови, когда это бывает (для кубика “Погода”).

    Основные игры и упражнения

    Работать с кубиками можно начинать уже с 4 лет. Поэтому описания игр и упражнений начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).

    Основные задания:

  • Назови слово;
  • Составь словосочетание;
  • Составь предложение, дополни предложение;
  • Опиши словами / изобрази; отгадай по описанию;
  • Подбери рифму;
  • Поговори с другом / с незнакомцем (вопрос, просьба, диалог);
  • Составь короткий рассказ;
  • Расскажи историю (из собственного опыта, из услышанного, из мультфильмов), сочини историю или небылицу;
  • Скажи выразительно.
  • Педагог в своей практике очень быстро смогут самостоятельно расширить список игр и упражнений с кубками, которые можно предложить детям.

  • Упражнения для знакомства с кубиками
  • С каждым кубиком необходимо провести для детей как минимум 1 занятие-знакомство.

    Возможная последовательность предъявления кубиков в самом начале работы: “Семья”, “Транспорт”, “Семья” + “Транспорт”, “Профессии”, “Эмоции”, “Профессии” + “Эмоции”, “Погода”, “Местность”, “Погода” + “Местность”, “Волшебные предметы”, “Предлоги”, “Волшебные предметы” + “Предлоги”, “Незнакомцы”, “Выразительность речи”, “Незнакомцы” + “Выразительность речи”. Далее кубики можно объединять по любому выбранному педагогом принципу, в зависимости от задач занятия.

    СЛОВО

  • Упражнения с одним кубиком
  • Повтори, что изображено на кубике (существительные).
  • Назови, что изображено на кубике (существительные).
  • Назови одним словом все изображения на кубике. Продолжи ряд (обобщения).
  • Назови, что изображено на кубике, и скажи, какое оно (прилагательные).
  • Назови несколько похожих определений: какой он / она (синонимы).
  • Скажи, что он делает / умеет делать / любит делать (глаголы).
  • Назови, что изображено на кубике, и назови ласково (уменьшительно-ласкательная форма).
  • Назови, что изображено на кубике. Я тебе скажу, какое оно (варианты: что делает / как делает), а ты скажи наоборот (антонимы). Вариант: найди на кубике рисунок с противоположным значением и назови (примеры: день-ночь, старый-молодой).
  • Назови, что есть у этого персонажа / предмета, в том числе то, чего не видно на изображении (примеры: части машин и предметов, части тела человека и его одежда, инструменты и экипировка по профессиям.).
  • Назови, когда это бывает (для кубика “Погода”).

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

  • Упражнения с одним кубиком
  • Красные, синие, зеленые кубики

  • Назови, что делает персонаж или предмет на кубике и как он делает.
  • Назови, где находится / бывает / откуда появился персонаж или предмет на кубике (существительное с предлогами).
  • Задания из предложенных в разделе “СЛОВО”, но полным словосочетанием (пример: “солнце яркое”).

    Оранжевый кубик “Эмоции”

  • Продолжи предложение. По выпавшей грани кубика составляется предложение, например: “Я радуюсь, когда.” Ребенок должен продолжить.
  • Оранжевый кубик “Пространственные предлоги”

  • Расположи предмет так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где находится предмет. Для этого задания помимо кубика нужно подготовить игрушечный шкафчик на высоких ножках и небольшой предмет, который поместится под или в шкаф. Схему “ где находится точка” ребенок прочитывает вместе с взрослым.
  • Объясни словами. Что означает знак на кубике. Объяснять можно любому “непонятливому” персонажу, который и затеял эту игру, - Буратино, Колобку. В случае с Колобком можно представить, будто он сам находится на схеме в виде точки, и объяснять ему, куда нужно вставать, чтобы получилось как на схеме.
  • Найди в комнате любой предмет, который расположен так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где предмет находится.
  • Назови, где находится точка (шарик) на рисунке.
  • Спрячь сюрприз для любого вымышленного персонажа либо для других игроков. Игру можно продолжить: другой игрок должен найти игрушку по схеме-подсказке.
  • Упражнения с двумя кубиками
  • Составляя словосочетания с двумя кубиками, нужно задавать последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить словосочетание.

  • Кубики “Семья” + “Транспорт”. Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села.куда?” - “В автобус”.
  • Красные кубики + “Эмоции”. Слова в предложении составляются в той последовательности, в которой выпали кубики, затем меняются местами: “Художник смеется” и “Веселый художник”. Затем можно прейти к подбору синонимов.
  • Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”. Для составления словосочетаний используются: волшебный предмет, предлог, - и придумывается любое (можно сказочное) место, куда его можно поместить (например: “Шапка-невидимка на голове”, “Сапоги-скороходы за печкой”).
  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • Упражнения с одним кубиком
  • Повтори предложение за педагогом (примеры: “Матрос стоит на палубе”, “На вершине горы лежит снег”, “Мама сварила вкусный пирог”).
  • Изобрази, что делает персонаж или предмет на кубике. Остальные дети должны угадать персонажа и глагол, т.е. составить простое предложение.
  • Составь простое предложение по образцу (примеры: “Пароход плывет”, “Пароход медленно плывет”, “Огромный пароход плывет”).
  • Скажи наоборот. Один ребенок составляет простое предложение по изображению на кубике, другой должен подобрать антоним (примеры: “Машина едет быстро” - “Машина едет медленно”).
  • Продолжи предложение. Взрослый по выпавшей грани кубика начинает предложение (пример: “Если робот увидит кошку.”). Ребенок продолжает предложение.
  • Продолжи предложение. Кубик лежит перед детьми, взрослый начинает предложение, а ребенок угадывает и показывает нужное изображение на кубике (пример: “Мама взяла зонтик, потому что.”). (Причинно-следственные отношения).
  • Упражнения с двумя кубиками
  • Составляя простые предложения с двумя кубиками, нужно задавать строгую последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить предложение. Возможны разные варианты комбинаций кубиков.

    Красные кубики + “Транспорт”

  • Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села.куда? (в автобус”). Ребенок дает полный ответ на вопрос.
  • Было есть и будет. Взрослый проговаривает первое слово и предлагает глагол. Например: “Папа летит. (на ракете) Ребенок говорит предложение полностью. Используются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
  • Красные кубики + “Эмоции”

  • Ответь на вопрос. По выпавшим граням кубика задается вопрос: “ Чему обрадовался папа?” можно разделить задание так: игрок, у которого в руках кубик, задает вопрос, а другой отвечает. Затем кубик перебрасывается тому игроку, который ответил на вопрос.
  • Кубики “Погода” + “Местность”

  • Для составления предложения используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы спрятались в пещере”.
  • Скажи по-другому: “В горах светит солнце”. Затем кубики меняются местами: “Солнечная погода в горах”, “Солнечно в горах”. Словообразование и словоизменение, подбор синонимов.
  • Предложения расширяются за счет определений (“В горах светит яркое солнце”), слов “потому что” (В горах жарко, потому что светит солнце”), “можно” (“Когда светит солнце, можно идти в горы”). Во всех случаях взрослый дает образец предложения.
  • Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”

  • Для этого упражнения потребуется дополнительные предметы. Варианты: можно выбрать пару игрушек (шкафчик на высоких ножках и маленький предмет) работать с ними на столе, либо выбирать игрушку и прятать ее в комнате в разных местах. Для составления предложений используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы принесли зайца на стол”. Можно составлять предложения, обращаясь к волшебному предмету: “Волшебный горшочек, спрячь игрушку в шкаф”.
  • Составлять развернутые предложения без использования дополнительных предметов. На месте “точки” ребенок может представить себя: “Шапка-невидимка спрятала меня в пещере”, “Сапоги-скороходы несут меня над морем”.
21.11.2022 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП