Основные игры и упражнения
Работать с кубиками можно начинать уже с 4 лет. Поэтому описания игр и упражнений начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).
Основные задания:
- Назови слово;
- Составь словосочетание;
- Составь предложение, дополни предложение;
- Опиши словами / изобрази; отгадай по описанию;
- Подбери рифму;
- Поговори с другом / с незнакомцем (вопрос, просьба, диалог);
- Составь короткий рассказ;
- Расскажи историю (из собственного опыта, из услышанного, из мультфильмов), сочини историю или небылицу;
- Скажи выразительно.
Педагог в своей практике очень быстро смогут самостоятельно расширить список игр и упражнений с кубками, которые можно предложить детям.
- Упражнения для знакомства с кубиками
С каждым кубиком необходимо провести для детей как минимум 1 занятие-знакомство.
Возможная последовательность предъявления кубиков в самом начале работы: “Семья”, “Транспорт”, “Семья” + “Транспорт”, “Профессии”, “Эмоции”, “Профессии” + “Эмоции”, “Погода”, “Местность”, “Погода” + “Местность”, “Волшебные предметы”, “Предлоги”, “Волшебные предметы” + “Предлоги”, “Незнакомцы”, “Выразительность речи”, “Незнакомцы” + “Выразительность речи”. Далее кубики можно объединять по любому выбранному педагогом принципу, в зависимости от задач занятия.
СЛОВО
- Упражнения с одним кубиком
- Повтори, что изображено на кубике (существительные).
- Назови, что изображено на кубике (существительные).
- Назови одним словом все изображения на кубике. Продолжи ряд (обобщения).
- Назови, что изображено на кубике, и скажи, какое оно (прилагательные).
- Назови несколько похожих определений: какой он / она (синонимы).
- Скажи, что он делает / умеет делать / любит делать (глаголы).
- Назови, что изображено на кубике, и назови ласково (уменьшительно-ласкательная форма).
- Назови, что изображено на кубике. Я тебе скажу, какое оно (варианты: что делает / как делает), а ты скажи наоборот (антонимы). Вариант: найди на кубике рисунок с противоположным значением и назови (примеры: день-ночь, старый-молодой).
- Назови, что есть у этого персонажа / предмета, в том числе то, чего не видно на изображении (примеры: части машин и предметов, части тела человека и его одежда, инструменты и экипировка по профессиям.).
- Назови, когда это бывает (для кубика “Погода”).
Основные игры и упражнения
Работать с кубиками можно начинать уже с 4 лет. Поэтому описания игр и упражнений начинаются с самых простых (назови слово) и далее постепенно усложняются (до длинных историй и выразительной речи).
Основные задания:
- Назови слово;
- Составь словосочетание;
- Составь предложение, дополни предложение;
- Опиши словами / изобрази; отгадай по описанию;
- Подбери рифму;
- Поговори с другом / с незнакомцем (вопрос, просьба, диалог);
- Составь короткий рассказ;
- Расскажи историю (из собственного опыта, из услышанного, из мультфильмов), сочини историю или небылицу;
- Скажи выразительно.
-
Педагог в своей практике очень быстро смогут самостоятельно расширить список игр и упражнений с кубками, которые можно предложить детям.
- Упражнения для знакомства с кубиками
-
С каждым кубиком необходимо провести для детей как минимум 1 занятие-знакомство.
Возможная последовательность предъявления кубиков в самом начале работы: “Семья”, “Транспорт”, “Семья” + “Транспорт”, “Профессии”, “Эмоции”, “Профессии” + “Эмоции”, “Погода”, “Местность”, “Погода” + “Местность”, “Волшебные предметы”, “Предлоги”, “Волшебные предметы” + “Предлоги”, “Незнакомцы”, “Выразительность речи”, “Незнакомцы” + “Выразительность речи”. Далее кубики можно объединять по любому выбранному педагогом принципу, в зависимости от задач занятия.
СЛОВО
- Упражнения с одним кубиком
- Повтори, что изображено на кубике (существительные).
- Назови, что изображено на кубике (существительные).
- Назови одним словом все изображения на кубике. Продолжи ряд (обобщения).
- Назови, что изображено на кубике, и скажи, какое оно (прилагательные).
- Назови несколько похожих определений: какой он / она (синонимы).
- Скажи, что он делает / умеет делать / любит делать (глаголы).
- Назови, что изображено на кубике, и назови ласково (уменьшительно-ласкательная форма).
- Назови, что изображено на кубике. Я тебе скажу, какое оно (варианты: что делает / как делает), а ты скажи наоборот (антонимы). Вариант: найди на кубике рисунок с противоположным значением и назови (примеры: день-ночь, старый-молодой).
- Назови, что есть у этого персонажа / предмета, в том числе то, чего не видно на изображении (примеры: части машин и предметов, части тела человека и его одежда, инструменты и экипировка по профессиям.).
- Назови, когда это бывает (для кубика “Погода”).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
- Упражнения с одним кубиком
-
Красные, синие, зеленые кубики
- Назови, что делает персонаж или предмет на кубике и как он делает.
- Назови, где находится / бывает / откуда появился персонаж или предмет на кубике (существительное с предлогами).
-
Задания из предложенных в разделе “СЛОВО”, но полным словосочетанием (пример: “солнце яркое”).
Оранжевый кубик “Эмоции”
- Продолжи предложение. По выпавшей грани кубика составляется предложение, например: “Я радуюсь, когда.” Ребенок должен продолжить.
-
Оранжевый кубик “Пространственные предлоги”
- Расположи предмет так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где находится предмет. Для этого задания помимо кубика нужно подготовить игрушечный шкафчик на высоких ножках и небольшой предмет, который поместится под или в шкаф. Схему “ где находится точка” ребенок прочитывает вместе с взрослым.
- Объясни словами. Что означает знак на кубике. Объяснять можно любому “непонятливому” персонажу, который и затеял эту игру, - Буратино, Колобку. В случае с Колобком можно представить, будто он сам находится на схеме в виде точки, и объяснять ему, куда нужно вставать, чтобы получилось как на схеме.
- Найди в комнате любой предмет, который расположен так же, как точка (шарик) на рисунке. Назови, где предмет находится.
- Назови, где находится точка (шарик) на рисунке.
- Спрячь сюрприз для любого вымышленного персонажа либо для других игроков. Игру можно продолжить: другой игрок должен найти игрушку по схеме-подсказке.
-
- Упражнения с двумя кубиками
-
Составляя словосочетания с двумя кубиками, нужно задавать последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить словосочетание.
- Кубики “Семья” + “Транспорт”. Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села.куда?” - “В автобус”.
- Красные кубики + “Эмоции”. Слова в предложении составляются в той последовательности, в которой выпали кубики, затем меняются местами: “Художник смеется” и “Веселый художник”. Затем можно прейти к подбору синонимов.
- Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”. Для составления словосочетаний используются: волшебный предмет, предлог, - и придумывается любое (можно сказочное) место, куда его можно поместить (например: “Шапка-невидимка на голове”, “Сапоги-скороходы за печкой”).
-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Упражнения с одним кубиком
- Повтори предложение за педагогом (примеры: “Матрос стоит на палубе”, “На вершине горы лежит снег”, “Мама сварила вкусный пирог”).
- Изобрази, что делает персонаж или предмет на кубике. Остальные дети должны угадать персонажа и глагол, т.е. составить простое предложение.
- Составь простое предложение по образцу (примеры: “Пароход плывет”, “Пароход медленно плывет”, “Огромный пароход плывет”).
- Скажи наоборот. Один ребенок составляет простое предложение по изображению на кубике, другой должен подобрать антоним (примеры: “Машина едет быстро” - “Машина едет медленно”).
- Продолжи предложение. Взрослый по выпавшей грани кубика начинает предложение (пример: “Если робот увидит кошку.”). Ребенок продолжает предложение.
- Продолжи предложение. Кубик лежит перед детьми, взрослый начинает предложение, а ребенок угадывает и показывает нужное изображение на кубике (пример: “Мама взяла зонтик, потому что.”). (Причинно-следственные отношения).
-
- Упражнения с двумя кубиками
-
Составляя простые предложения с двумя кубиками, нужно задавать строгую последовательность слов: в каком порядке выпали кубики, в том порядке должны стоять слова. Затем кубики можно поменять местами и снова составить предложение. Возможны разные варианты комбинаций кубиков.
Красные кубики + “Транспорт”
- Продолжи предложение. Взрослый называет первое слово (начинает предложение) и задает вопрос. Например: “Девочка села.куда? (в автобус”). Ребенок дает полный ответ на вопрос.
- Было есть и будет. Взрослый проговаривает первое слово и предлагает глагол. Например: “Папа летит. (на ракете) Ребенок говорит предложение полностью. Используются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
-
Красные кубики + “Эмоции”
- Ответь на вопрос. По выпавшим граням кубика задается вопрос: “ Чему обрадовался папа?” можно разделить задание так: игрок, у которого в руках кубик, задает вопрос, а другой отвечает. Затем кубик перебрасывается тому игроку, который ответил на вопрос.
-
Кубики “Погода” + “Местность”
- Для составления предложения используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы спрятались в пещере”.
- Скажи по-другому: “В горах светит солнце”. Затем кубики меняются местами: “Солнечная погода в горах”, “Солнечно в горах”. Словообразование и словоизменение, подбор синонимов.
- Предложения расширяются за счет определений (“В горах светит яркое солнце”), слов “потому что” (В горах жарко, потому что светит солнце”), “можно” (“Когда светит солнце, можно идти в горы”). Во всех случаях взрослый дает образец предложения.
-
Кубики “Волшебные предметы” + “Предлоги”
- Для этого упражнения потребуется дополнительные предметы. Варианты: можно выбрать пару игрушек (шкафчик на высоких ножках и маленький предмет) работать с ними на столе, либо выбирать игрушку и прятать ее в комнате в разных местах. Для составления предложений используются волшебные свойства предметов: “Сапоги-скороходы принесли зайца на стол”. Можно составлять предложения, обращаясь к волшебному предмету: “Волшебный горшочек, спрячь игрушку в шкаф”.
- Составлять развернутые предложения без использования дополнительных предметов. На месте “точки” ребенок может представить себя: “Шапка-невидимка спрятала меня в пещере”, “Сапоги-скороходы несут меня над морем”.
-