СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В УЧЕБНИКАХ БИОЛОГИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДРОФА».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Линии УМК Н. И. Сонина.

В 2011 году все учебники биологии издательства «Дрофа» успешно прошли экспертизу на предмет соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/13 учебный год. 

При переработке учебников биологии с целью их приведения в соответствие с требованиями ФГОС издательством «Дрофа» был значительно расширен методический аппарат, обновлен иллюстративный материал, более корректно введены новые термины, а степень сложности материала адаптирована к уровню подготовки учащихся соответствующих классов. Для обеспечения вариативности изучения биологии в основной школе авторский коллектив Н. И. Сонина создал два варианта компоновки материала. Обращаем Ваше внимание, что перешедшие на ФГОС общеобразовательные учреждения самостоятельно формируют учебные планы (см. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, раздел III п. 16, 17), изучение биологии может начинаться как с хорошо себя зарекомендовавшего курса «Введение в естественно-научные предметы. 5 класс», авт. Плешаков А.А., Сонин Н.И. («Естествознание. 5 кл.»), бывшего курса «Природоведение. 5 класс», так и нового «Биология. Введение в биологию», авт. Сонин Н. И., Плешаков А. А.

Состав линии УМК «Живой организм» (линейный вариант, «синяя» линия):

  • А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс (№ 1020 в Федеральном перечне, Приложение № 1);
  • А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс (№ 1019)*;
  • Н. И. Сонин, В. И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс (№ 1021);
  • Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс (№ 1022);
  • Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс (№ 1023);
  • М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. Биология. Человек. 9 класс (№ 1024).

Структура данной линии возвращает учителя к традиционному способу компоновки материала. Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. В 6 классе вводятся основные понятия биологии, закладывается фундамент общебиологических знаний. Сокращение материала в данном учебнике, а также его разноуровневое представление позволяет преподавать этот курс и 1, и 2 часа в неделю. В последующих классах детально изучается многообразие живого мира: 7 класс – растения, грибы, бактерии; 8 класс – животные; 9 класс – человек. Уникальной особенностью линии является то, что все общебиологические знания, необходимые как для успешной сдачи ГИА, так и для продолжения изучения биологии в старшей школе, логически включены во все учебники линии, являясь неотъемлемыми элементами основного материала. Так, в учебник для 9 класса «Человек» был добавлен новый раздел «Человек и биосфера», а при изучении определенной группы живых организмов логично рассматриваются экологические и эволюционные аспекты этой части живой природы: экология растений (7 класс), экология животных (8 класс), экология человека (9 класс), эволюция растений (7 класс) и т.д.

В настоящее время каждое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Большую помощь в этом могут оказать авторские рабочие программы к учебникам обеих линий, которые выложены на сайте издательства www.drofa.ru и в ближайшее время будут изданы в виде сборника. Использование данных программ позволит учителям, работающим по линиям Н. И. Сонина, реализовать требования, предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета, а администрации образовательного учреждения – требования к основной образовательной программе в ее содержательном разделе.

В процессе изучения биологии по линиям Н. И. Сонина формируются представления об экологических проблемах и возможных путях их решения; прослеживается связь биологии с другими науками, способствующая формированию у учащихся целостного представления о мире с точки зрения современной науки. Становлению российской гражданской идентичности, формированию патриотизма, любви и уважения к Отечеству служат сведения о российских исследователях, о роли отечественной науки в развитии различных областей биологии, об истории заповедного дела на Руси и др. Практикоориентированность и личностная направленность содержания учебников повышают мотивацию к изучению материала, формируют заинтересованность ученика в предмете.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами отрабатывается в ходе лабораторных и практических работ; наличие критериев правильного выполнения некоторых заданий позволяет учащемуся самостоятельно оценить полученный результат. Во все учебники включены задания по подготовке докладов, сообщений, с которыми необходимо выступить перед аудиторией. Пример: «Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на одну из тем по выбору…». Есть задания, предполагающие взаимодействие с другими людьми – как с одноклассниками, так и с учителем. Общение со сверстниками происходит в процессе дискуссий, совместной исследовательской деятельности, работы над проектами. Пример: при изучении темы «Папоротникообразные» учащимся предлагается подготовить для младших школьников или родителей рассказ на тему «Почему люди так и не нашли цветок папоротника». Выдвигать и проверять гипотезы, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, анализировать информацию – все регулятивные, коммуникативные и познавательные умения, составляющие метапредметные результаты образования, легко достижимы при работе с этими учебно-методическими комплексами. Примеры заданий, направленных на достижение метапредметных результатов:

  • «Какие преимущества дает животным наличие внутреннего скелета?» (умение устанавливать причинно-следственные связи).
  • «Рассмотрите два типа цепей питания, изображенных на рисунке. Предложите аналогичные примеры» (умение проводить аналогии).
  • «Проанализируйте состояние среды, с которой связана ваша деятельность (класс, спортивный зал или другие помещения школы). Существуют ли в этой среде негативные факторы, отрицательно влияющие на ваше здоровье?» (развитие критического мышления).

Можно приводить много примеров, иллюстрирующих новизну и актуальность данных учебников, их соответствие современным методологическим и научным требованиям. Подробности можно узнать на сайте www.drofa.ru

 

Категория: Биология
09.01.2015 20:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП