СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидови
Особенности подросткового периода развития:
Общаясь с подростком, помните:
Работая с «трудным» подростком, нужно:
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения учащихся, его характеристика |
Психологические причины поведения |
Возможные пути педагогического воздействия |
|
Поведение, направленное на привлечение внимания |
Активное: отвлекает внимание учителя и класса |
Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. |
Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение ученика (смена вида деятельности). |
Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность |
|||
Властолюбивое поведение |
Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости |
Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях |
Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: Тихое непослушание |
|||
Мстительное поведение |
Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) |
Стереотип силового разрешения конфликтов |
Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: |
|||
Поведение, направленное на избегание неудач |
Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи |
Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия |
Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др). |
Пассивное: Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей. |
Список используемой литературы при составлении рекомендаций:
© 2015, Байдрахманова Нурбану Жумабековна 799